Свежий воздух в удушливый кризис: перспективы развития рынка кондиционеров в 2009 году

 633
Европейский кондиционерный рынок в прошлом году продемонстрировал чрезвычайно скромные, а в некоторых регионах - отрицательные темпы роста. Перед какими трудностями окажутся производители систем прямого расширения в Украине, и что ожидает кондиционерный рынок в перспективе, рассказывает Владимир Александрович Степура, директор компании «Ликонд», официального торгового партнера корпорации Daikin в Украине.

Как общий экономический спад повлиял на текущее состояние кондиционерного рынка?
В. А.:
В целом, рынок работал в нормальном режиме большую часть прош­лого года. Кризис серьезно затронул кондиционерный рынок, по сути, только в 4 квартале. По нашим оценкам, темпы роста рынка в 2008 году составили около 20%, а объем — около 390 тысяч единиц проданного оборудования.
Но на сегодня многие объекты заморожены. Количество тендеров на оснащение крупных объектов уменьшилось, а количество желающих принимать в них участие — резко возросло. Большинство кондиционерных компаний расширяют спектр работ и услуг, берутся за то, чего раньше не делали. Продажи бытовой гаммы сократились у всех — от дистрибьютора до инсталлятора и розничного продавца. И при этом, остались большие запасы нереализованной продукции с 2008 года. Полупромышленная гамма и мультизональные системы меньше подвержены кризису. Но их доля на рынке Украины существенно уступает бытовой гамме.

Что изменилось в ключевых механизмах планирования и организации бизнеса? Как реагирует на эти изменения потребитель?
В. А.:
Кондиционирование уже стало стандартом, нормой, и конечный потребитель, имеющий средства на строительство и ремонт, вряд ли будет экономить на кондиционерах. Владельцы и инвесторы понимают, что получить высокотехнологичную, функциональную, энергоэффективную, управляемую и при этом «дешевую» систему кондиционирования — невозможно. Что касается премиум-сегмента техники, то он, как известно, более устойчивый и рентабельный — поэтому в оборудовании Daikin можно быть полностью уверенным.
Что касается бытовых сплит-систем, вероятно, будем наблюдать два сценария поведения потребителей. Первый — сэкономить на цене покупки. Второй — приобрести качественное оборудование, чтобы потом экономить на электричестве, эксплуатационных затратах и главное — чтобы в ближайшее время не пришлось опять тратить деньги на ремонт. Требуется определенное время — и будет ясно, какой из сценариев «сработает» у большинства потребителей, и как это отразится на развитии рынка.

Изменилась ли схема работы с производителем, с дилерами?
В. А.:
Кризис повлиял на всех игроков рынка — конкуренция усилилась, и каждой компании-оператору придется доказывать свои преимущества с железными аргументами и фактами в руках. Поэтому производитель стал больше прислушиваться к пожеланиям украинских партнеров, откликаться на специфические запросы (например, относительно нестандартного оборудования), формировать специальные предложения. В то же время, производители стараются минимизировать свои расходы, чтобы сохранить приемлемый уровень рентабельности.
Отношения с дилерами стали более формализованными, больше внимания уделяется финансовой дисциплине. Количество сделок, которые идут по 100% предоплате, значительно увеличилось. Но схема сотрудничества осталась прозрачной, как и раньше.
Что касается уровня цен, то на стоимость в гривне влияет рост курса иностранных валют, ведь львиная доля кондиционерной техники в Украине — импортного производства, и ее покупают за рубежом. Поэтому в сегменте недорогого оборудования, скорее всего, начнут исчезать недостаточно известные на кондиционерном рынке марки, в первую очередь ОЕМ.

Значит ли это, что компании-операторы рынка приостановят маркетинговую активность, меньше внимания будут уделять новым разработкам, сосредоточившись на выживании?
В. А.:
Сложность ситуации в том, что никто не знает, как долго продлится кризис, и компаниям нужно формировать определенный резерв, создавать запас прочности. Если раньше демпинг был инструментом конкурентной борьбы, то сегодня (для тех компаний, которые к нему прибегают) он становится одним из инструментов выживания. Операторы кондиционерного рынка оказались в разных ситуациях, это очень индивидуально. Все зависит от финансового состояния, портфеля клиентов, специализации, связей и контактов, степени зависимости от кредитов и других факторов. В «Ликонд», например, не уволили ни одного сотрудника, наоборот — увеличили штат. А Daikin продолжает разработку новых продуктов, которые должны найти своего потребителя и в Украине.
На мой взгляд, интерес к инновациям не только не снизится, но и усилится. Технические семинары, в частности, по новейшей системе Altherma производства Daikin, которые прошли в феврале и марте, подтверждают этот тезис — мы наблюдали на мероприятиях полный «аншлаг». Это связано с целым рядом причин, среди которых, конечно, энергосбережение и рентабельность высокотехнологичных решений: потребитель благодаря такой технике экономит, а оператор имеет возможность заработать больше.

Какие новейшие технологии компания Daikin планирует внедрить в ближайшее время?
В. А.:
В течение года на рынок выйдет ряд новых продуктов и решений от Daikin — как усовершенствованные и улучшенные версии, так и принципиально новые разработки. Абсолютно новой разработкой является, например, мультисплит-система Ururu Multi — эффективный нагрев, охлаждение, увлажнение и вентиляция, реализованные в одном устройстве. Революционная технология Ururu компании Daikin позволяет увлажнять воздух без необходимости наполнения какой-либо специальной емкости водой. Система несет свежий, чистый воздух в помещение с помощью двух стильных внутренних блоков настенного типа. Особенностями внутреннего блока являются двухзонный датчик движения «Умный глаз» и функция, которая формирует поток воздуха, соответствующий максимальному уровню комфорта. Функция комфортного распределения воздуха (Comfort Airflow mode) настроена таким образом, что воздушный поток направляется вниз в режиме нагрева и создает восходящий поток в режиме охлаждения. Новый внешний блок системы Ururu Multi (MXU-G) оснащен компрессором типа swing, широко известным на рынке такими своими характеристиками, как низкий уровень шума и высокий уровень энергоэффективности.

Занимается ли компания разработкой новых версий уже известных на рынке продуктов?
В. А.:
Среди новинок — система VRV III с водяным охлаждением, система Altherma в моноблочном исполнении, новые модели чиллеров с водяным и воздушным охлаждением.
Новая система VRVIII с водяным охлаждением (модельный ряд RWEYQ-P, RWEYQ-PR) имеет самый высокий уровень эффективности на рынке. Наружные блоки мощностью 8 л.с. и 10 л.с. поддерживают температуру воды на входе в теплообменник в диапазоне 10-45°С, как в режиме охлаждения, так и в режиме обогрева. Одна из особенностей системы — индивидуальное переключение системы из режима охлаждения в режим обогрева, благодаря функции рекуперации тепла. Водяное охлаждение позволяет уменьшить размеры и снизить вес системы, а также увеличивает гибкость монтажа — за счет практически неограниченной длины и перепада по высоте водных магистралей. Общая длина фреоновых магистралей увеличена до 300 м — так, систему VRVIII с водяным охлаждением можно применять на высотных объектах.
Тепловой насос типа «воздух-вода» Altherma, уже известный в качестве энергоэффективного и экологически чистого решения в области отопления жилых объектов, появится в моноблочном исполнении. Разница в том, что внешний блок и гидромодуль теперь находятся в одном корпусе наружного блока. Таким образом, необходимость прокладки фреонопровода полностью отпадает, а это значительно упрощает установку системы. Потребитель сэкономит и на стоимости труб, и на цене установки, ведь теперь систему может установить обычный монтажник, а не только высококвалифицированный. Моноблочная система сохраняет все преимущества предыдущего дизайна Altherma и, прежде всего, высокий уровень энергоэффективности (на каждый киловатт потребленной электроэнергии производится, в зависимости от условий эксплуатации, 3-5 киловатт тепла). Одна из особенностей системы — гарантия незамерзания водяного контура во внешнем блоке. Система поддерживает широкий диапазон бытовых бойлеров подготовки горячей воды и может взаимодействовать с солнечными батареями.
Анонсировано также выпуск новой серии чиллеров на хладагенте R-134a с инверторным винтовым компрессором, который работает только на охлаждение. Появление новой серии чиллеров стало возможным в результате разработок, направленных на оптимизацию показателей сезонной энергоэффективности чиллеров, что приводит к сокращению эксплуатационных расходов и повышению прибыльности, производительности и эффективности управления. Новинки будут представлены в двух версиях: EWAD-AJYNN/S со стандартным сезонным коэффициентом эффективности и EWAD-AJYNN/X с высоким сезонным коэффициентом эффективности. Новая серия чиллеров представлена моделями мощностью от 329 до 515 кВт по холоду, в семи различных типоразмерах и в трех разных по шумовым параметрам конфигурациях.
На весну 2009 года запланировано начало продаж расширенного модельного ряда инверторных мини-чиллеров на хладагенте R-410A — класса 009, 010 и 011 в однофазном исполнении и класса 009, 011 и 013 — в трехфазном. Все модели будут доступны в двух вариантах, что позволит расширить модельный ряд и предложить полный ассортимент инверторных систем, которые используются для бытовых и легких коммерческих приложений в сегменте мини-чиллеров производительностью от 5 до 15 кВт.

Каковы прогнозы производителей и экспертов в области кондиционирования по развитию всей отрасли в 2009 году?
В. А.:
Общая тенденция уже понятна — кондиционерный рынок ожидает снижения темпов роста в 2009 году, но глубину спада пока определить трудно. В Европе падение продаж кондиционерного оборудования началось раньше, чем в Украине. Ведущие производители оценивают падение рынка в Европе на 30-40%. В Украине падение темпов роста может составить 40-50%. Но и темпы роста рынка у нас были значительно выше, чем в Европе. Показательным для оценки рынка станет второй квартал. На данный момент сложно прогнозировать развитие рынка. Мы ежемесячно оцениваем ситуацию и пересматриваем прогнозы.

А в глобальном смысле, на перспективу — чему научит неблагоприятная экономическая ситуация игроков рынка?
В. А.:
После любого кризиса наступает подъем. Поэтому сегодня «Ликонд» уже начал готовиться к пост-кризисному периоду, и многие свои шаги мы осуществляем именно с этой точки зрения. Мы действительно верим, что после кризиса придет кондиционерный бум, и готовим его уже сегодня.
Кризис заставил компании работать более эффективно, более четко строить бизнес-процессы, более жестко подходить к планированию, фокусироваться на своих сильных сторонах. Из кризиса рынок выйдет более структурированным, исчезнут компании-однодневки, непрофессиональные операторы, которые попали в кондиционерный бизнес случайно или поддавшись конъюнк­туре. Дефицит квалифицированных кадров значительно уменьшится, а качество сервиса улучшится. Ведь раньше именно недостаточное количество персонала, особенно в пик сезона, становилось причиной проблем с качеством монтажа кондиционерных систем. Сейчас у компаний больше времени, чтобы уделить внимание сервису, обучению, в том числе и в связи с повышением требований к качеству обслуживания со стороны клиентов.


Интервью
по материалам
компании «Ликонд»

Найдите все свои архитектурные решения через TRUBA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее