Наличие в каждом муниципальном
образовании утвержденного документа, определяющего единую политику по организации деятельности и
перспективному развитию и служащего для координации действий и согласования интересов (зачастую противоечивых) основных участников теплоснабжения (теплоснабжающие и тепосетевые организации, администрация и надзорные органы, потребители
– существующие и потенциальные регулирующие органы, инвесторы и т.
д.), могло бы существенно повысить
эффект как от текущей деятельности,
так и от привлеченных инвестиций.
Таким документом должна стать
Программа комплексного развития системы теплоснабжения города. Эта
программа должна решать следующие
основные задачи:
• снижение издержек системы тепоснабжения;
• повышение надежности и качества теплоснабжения;
• обоснование экономической и
технологической возможности развития системы теплоснабжения;
• разработка конкретных мероприятий по повышению эффективности и
оптимальному развитию системы тепоснабжения;
• повышение энергоэффективности
и развитие энергосбережения;
• обеспечение сбалансированности
коммерческих интересов субъектов теоснабжения и потребителей;
• координация действий и решений
всех субъектов теплоснабжения;
• развитие конкурентных отношений
(выделение элементов конкуренции);
• обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о
формировании тарифов и надбавок.
Разработка и эффективная реалиция Программы комплексного развития системы теплоснабжения города
возможны при соблюдении ряда базовых принципов.
1. Повышение финансовой устойвости организаций, работающих в
сфере теплоснабжения, за счет создания механизмов, восполняющих пробелы законодательства и обеспечивающих документальное закрепление
размера и структуры текущих долгов
бюджетов в части компенсации теплоснабжающим организациям предоставляемых ими в соответствии с законодательством льгот по оплате тепла.
2. Повышение ответственности организаций, работающих в сфере тепоснабжения, за надежное и эффективное обеспечение теплом потребителей. Для этогонеобходимо законодательно определить:
а) особенности договорных отноений организаций в сфере теплоснабжения с потребителями, гарантиющие четкое распределение ответственности этих организаций за обеспеение качественного и надежного тепоснабжения потребителей; ответственность этих организаций за выполнение команд диспетчера в чрезвычайных и аварийных ситуациях; ответственность потребителей за содержание
в надлежащем состоянии теплопринимающих установок и систем и выполнение согласованных режимов теплоотребления;
б) экономическую ответственность теплоснабжающих организаций
за отказ (при наличии технической возможности) от покупки тепла от источника, если поставка тепла потребителям обойдется дешевле, чем покупка
его у других поставщиков либо производство данной организацией, что
рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства;
в) порядок приостановки подачи
тепла и отключения неплательщиков,
предусматривающий поэтапное сокращение их сроков и безакцептное
списание задолженности за потребенное тепло;
г) порядок вывода тепловых
мощностей и сетевых объектов из экстации, предусматривающий согсование сроков вывода с органами
муниципального самоуправления и
право последних на выкуп или органицию продажи объектов.
3. Повышение ответственности потребителей многоквартирных домов
путем определения в соответствии с
ЖК, полноценного ответственного
контрагента со стороны жилых домов в
лице управляющего либо лица, уполномоченного собственниками дома, и
установления обязательной письменной формы договора и его существенных условий.
4. Исключение административного
влияния и принятия неэффективных
решений при планировании загрузки
источников тепла путем обязательного
определения для города организации
(теплового диспетчера), обеспечивающей формирование оптимальных графиков загрузки источников тепла в теение года на основе их предварительных ценовых заявок, исходя из установленных критериев (минимизация издержек, качество, надежность); ограничение форм создания или выбора
теплового диспетчера для обеспечения
неаффилированности при принятии
решений.
5. Исключение административного
влияния и принятия неэффективных
инвестиционных решений в сфере тепоснабжения путем:
• введения юридических обязательств муниципальных образований
по разработке и постоянному сопровождению Программы комплексного
развития системы теплоснабжения гоода с одновременным конкурсом инвестиционных проектов;
• осуществления разработки и соовождения Программы и проведение конкурсов проектов тепловым дисетчером за его счет;
• установления ключевых принциов, на основе которых тепловой дисетчер принимает инвестиционные реения (в том числе: обеспечение присоединения новых участников с минимальными затратами, минимальные
совокупные затраты на теплоснабжение потребителей, обеспечение установленного уровня надежности поставок тепла, запрет на включение в Программу индивидуальных тепловых источников в районах с централизованным теплоснабжением, на установку
иных источников и на отказ от источника тепла с комбинированной выработкой без подтвержденной расчетами
экономии топлива при реализации такого проекта и т. п.);
• установления экономической ответственности теплового диспетчера за
нарушение установленных законопроектом принципов принятия инвестиционных решений;
• определения Программы компексного развития системы теплоснабжения города как обосновывающего
материала при установлении тарифов
для организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, а
после утверждения тарифов – как основания для присоединения новых
участников к системам теплоснабжения, осуществления строительных и
крупных ремонтных работ, гарантии
для инвесторов.
6. Обеспечение недискриминационного доступа поставщиков и потребителей к системам теплоснабжения
путем установления порядка присоединения к системе теплоснабжения,
минимизирующего возможные злоотребления обеих сторон и предусматривающего принятие решений о
масштабах и сроках присоединения в
Программе комплексного развития системы теплоснабжения города.
7. Поэтапный переход к установлению экономически обоснованных тафов
для источников тепловой энергии,
тарифов на передачу и на распределение тепловой энергии, определению
цены на тепло для потребителя как
суммы средневзвешенной стоимости
производства, передачи и распределения тепла.
8. Стимулирование развития систем теплоснабжения и комбинированной выработки за счет формирования
нормативной основы государственного регулирования тарифов в сфере теоснабжения, обеспечивающей:
• приведение тарифного регулирования в соответствие реальной экономике систем теплоснабжения и стимуование потребителя к энергосбережению путем введения отдельных тафов на заявленную мощность, потребленную тепловую энергию и исользованный теплоноситель, а также
двух тарифов на горячую воду – на
стоимость подогрева воды и на стоимость холодной воды;
• установление исключительно предельных (верхних) уровней цен на тепо с возможностью снижения в этих
пределах договорных цен;
• обеспечение условий для реалиции ТЭЦ естественных конкурентных
преимуществ перед котельными путем
перехода к установлению для ТЭЦ предельных цен на тепло по стоимости
альтернативных источников теплоснабжения.
9. Стимулирование эффективности
производства и передачи тепла и инвестиций в быстроокупаемые проекты за
счет:
• сначала добровольного, а далее
обязательного установления долгосрочных предельных тарифов на тепо;
• поэтапного отказа от регулирования тарифов сначала для крупных, а затем для средних потребителей с сохранением тарифного регулирования для
«социальных» групп потребителей;
• поэтапного замещения метода
экономически обоснованных затрат на
другие методы тарифного регулирования, обеспечивающие установление
тарифов с учетом конъюнктуры спроса
на тепловую энергию.
10. Повышение ответственности регулирующих органов за нарушение
принципов или порядка установления
тарифов на тепло за счет введения
процедуры опротестования решений и
применения административных санкций.
11. Определение условий и порядка
организации отношений с элементами
конкуренции в сфере централизованного теплоснабжения, а также порядка
либерализации цен.
12. Создание правовых условий и
оснований для реализации полномой органов государственной власти и
местного самоуправления в сфере тепоснабжения, в том числе:
• федеральных органов исполнительной власти по установлению правовых основ рынка тепловой энергии и
установлению основ федеральной потики;
• региональных органов исполнительной власти в части осуществления
контроля за политикой органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения;
• органов местного самоуправения по организации в границах
поселения теплоснабжения населения.
министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан