Сокращение потребления природного газа — одна из наиболее актуальных
проблем для Украины, находящейся сейчас в сложной энергетической ситуации.
Стоимость природного газа постоянно растет, что поставило на грань выживания
ряд отраслей народного хозяйства. Поэтому необходимо срочно искать возможности
внедрения альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий.
Одним из основных путей сокращения потребления природного газа в Украине
может стать широкое применение технологий производства энергии из местных
видов топлива, в первую очередь, биомассы.
Сегодня биомасса — четвертое по значению топливо в мире, которое дает
около 2 млрд. т у.т. энергии в год, что составляет около 14% общего потребления
первичных энергоносителей в мире (в развивающихся странах — более 30%,
иногда до 50-80%).
Одним из требований к странам-кандидатам в ЕС является уровень использования
ВИЭ не ниже среднеевропейского (20% в 2020 г.). Поэтому для Украины, которая
намерена интегрироваться в Европу, это является дополнительным аргументом
в пользу активного развития ВИЭ, в первую очередь, био-энергетики.
Производство энергии из возобновляемых источников (ВИЭ), включая биомассу, динамично развивается в большинстве Европейских стран. В настоящее время ВИЭ покрывают 7% энергопотребления ЕС, в том числе биомасса — 4%, т.е. более половины. В отдельных странах доля биомассы в общем потреблении первичных энергоносителей значительно превышает среднеевропейскую и составляет в Финляндии 23% (мировой лидер среди развитых стран), в Швеции — 19%, в Австрии — 12%, в Дании — 12%. В со-ответствии с Новым энергетическим планом ЕС (2007 г.), к 2020 г. вклад ВИЭ в общее энергопотребление должен составить 20%. При этом доля ВИЭ в производстве тепловой энергии увеличится до 20% (вклад биомассы — 76% всех ВИЭ), в производстве электроэнергии — до 34% (вклад биомассы — 24% всех ВИЭ). Ни одна из развитых стран не заявляла о планах по сокращению производства энергии из биомассы. Наоборот, национальные энергетические программы стран ЕС, США и Канады планируют дальнейший рост этого сектора. |
Технологии энергетического использования биомассы находятся в начале
своего развития в Украине и имеют хорошие перспективы для коммерциализации
в ближайшем будущем, особенно в свете резкого повышения стоимости природного
газа. На сегодня Украина потребляет биомассу преимущественно в виде древесного
топлива — около 1 млн. т у.т./год при традиционном сжигании дров для отопления
частных домов, а также в более чем 1000 котлах, которые установлены на
предприятиях лесной и деревообрабатывающей отраслей Украины.
Считаем, что начинать процесс широкого внедрения биоэнергетических технологий
надо с введения в эксплуатацию современных котлов для сжигания отходов
древесины, соломы и торфа. Другие технологии производства энергии из биомассы
(биогаз, жидкие топлива, энергетические культуры) являются не менее важными.
Они также имеют высокий приоритет, однако, их внедрение и конкурентоспособность
зависит от развития системы действенной экономической поддержки со стороны
государства, а в случае биогазовых технологий — и неукоснительного соблюдения
требований существующего экологического законодательства.
Исходя из имеющегося потенциала древесины, соломы и торфа, считаем целесообразным внедрение в ближайшие 10 лет следующего оборудования: Общая тепловая мощность этого оборудования составляет свыше 9000
МВт, что даст возможность заместить более 5,4 млрд. м3/год природного
газа и уменьшить выбросы СО2 на 11 млн. т/год. Считаем реальным
реализовать эту программу до 2015 г. Предлагается следующая схема
внедрения новых мощностей на биомассе в Украине: |
При удельных инвестиционных расходах 350-450 грн./кВт для котлов на древесине
и торфе, 600-700 грн./кВт для котлов на соломе, стоимость оборудования,
необходимого для реализации предложенной концепции, составляет 5,12 млрд.
грн. Если сравнить эти капиталовложения со средствами, сэкономленными
на сокращении потребления природного газа (906 грн./1000 м3 5,44 млрд.
м3/год = 4,93 млрд. грн./год), то видно, что суммарные инвестиции, необходимые
для реализации всей концепции, могут окупиться практически за 1 год за
счет экономии потребления газа.
Несмотря на очевидные преимущества производства энергии из биомассы, биоэнергетические
технологии развиваются в Украине крайне медленно. Одна из основных причин
заключается в отсутствии в этом секторе четкой государственной политики
и государственной программы с реалистичными целями.
Для стимулирования развития биоэнергетики предлагается
ряд первоочередных мер.
Политические
Правительству (желательно с утверждением Верховной Радой) принять политическую
декларацию, которая установит четкую цель по привлечению местных видов
топлива в энергетический баланс страны. Реалистичным представляется следующий
вклад местных видов топлива: 2008 г. (текущее состояние) — около 1 млн.
т у.т. (0,5 % от общего потребления первичных энергоресурсов в Украине),
2010 г. — 2 млн. т у.т. (1 %), 2015 г. — 5 млн. т у.т. (2,5 %), 2020 г.
— 10 млн. т у.т. (5 %), 2025 г. — 15 млн. т у.т. (7,5 %), 2030 г. — 20
млн. т у.т. (10 %).
Экономические
Обеспечить действенную экономическую поддержку потребителей био-энергетического
оборудования, которая должна быть введена на этапе становления биоэнергетической
отрасли (на 5...10 лет) в виде:
1. Выплаты 20 % субсидии потребителю оборудования.
Субсидия должна выплачиваться из Государственного фонда энергосбережения
под управлением Национального агентства Украины по вопросам обеспечения
эффективного использования энергетических ресурсов. Учитывая предложенную
схему ввода в эксплуатацию новых мощностей на биомассе, общий размер субсидии
может составить:
2008-2009 гг. — 334 млн. грн. 2010-2011 гг. — 233 млн. грн. 2012-2013
гг. — 228 млн. грн.
2014-2015 гг. — 228 млн. грн.
Всего — 1024 млн. грн.
2. Освобождения от НДС биомассы, которая реализуется и используется в качестве топлива.
3. Освобождения от налогообложения и уплаты пошлины при ввозе на таможенную территорию Украины энергетического оборудования, работающего на биомассе.
4. Содействия со стороны государства по привлечению дополнительных средств в биоэнергетические проекты через механизм совместного осуществления в рамках Киотского протокола.
Административные
1. Определение государственного органа, отвечающего за развитие
энергетического использования биомассы.
2. Разработка государственной программы развития биоэнергетики.
3. Целевая поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по созданию биоэнергетического оборудования для дальнейшего освоения
в серийном производстве в Украине.
Долинский А.А., председатель организационного комитета конференции, директор Института технической теплофизики НАН Украины, академик НАН Украины.