Правительство России всерьез озаботилось проблемой качества воды. Готовится постановление, ужесточающее штрафы за сброс в водоемы грязных сточных вод. Однако участники рынка считают, что проект постановления, с которым им удалось ознакомиться, содержит серьезные недочеты и может спровоцировать банкротство ряда водоканалов и торможение реформы ЖКХ.
Вода - одно из основных ресурсных богатств России, да и залог здоровья нации - кто с этим спорит? Увы, но сегодня законодательных механизмов, реально заставляющих предприятия заботиться о чистоте своих стоков, просто не существует. Есть система штрафов, но они настолько невелики, что проще их регулярно платить, чем тратиться на дорогостоящую модернизацию очистных сооружений.
Правительство тем не менее уже взялось за дело: готовится госпрограмма "Чистая вода", поговаривают, что проблема может приобрести статус очередного национального проекта, а первым "подходом к штанге" станет принятие постановления правительства "О мерах по улучшению качества сточных вод". Однако, отмечая безусловные плюсы этого постановления, участники рынка высказывают и ряд озабоченностей.
Суть постановления заключается, во-первых, в том, что со следующего года временно согласованные нормы сброса загрязненных сточных вод отменяются. Иными словами, отныне любой выброс становится сверхнормативным как для промышленных предприятий, так и для водоканалов. Заодно повышается так называемый коэффициент за ненормативный сброс - соответственно так называемая "плата за сверхнормативное загрязнение" с будущего года повысится в 5 раз и в 28 раз - с 2014 года. Таким образом, документ делает водоканалы ответственными за состояние воды наравне с промышленными предприятиями.
Однако постановление не учитывает, говорят представители водоканалов, тот факт, что водоканалы не являются загрязнителями воды. Скорее наоборот: они по сути своей - природоохранные предприятия. Они принимают как бытовые, так и промышленные стоки и после этого очищают воду.
Участники рынка говорят, что на практике водоканалы просто не смогут платить такие штрафы, но они также не смогут и мгновенно модернизировать свои очистные сооружения, так что большинство их ждет банальное банкротство. Действительно, из тарифа штрафы платить невозможно, придется из прибыли. Прибыль же водоканалов как хозяйствующих субъектов в лучшем случае минимальная, а на самом деле, за исключением структур в крупных городах, которые находятся под управлением частных операторов, водоканалы - так и вовсе убыточны. Таким образом, поскольку прибыль отсутствует, деньги на штрафы придется брать из средств, предназначенных на модернизацию тех же очистных сооружений, да и вообще всего хозяйства. Иными словами, складывается замкнутый круг: водоканалы не смогут проводить модернизацию, потому что им придется платить штрафы, в то же время им придется платить все больше штрафов, потому что они не смогут проводить модернизацию, и так далее.
По оценкам экспертов, у подавляющего большинства водоканалов России очистные сооружения изношены на 60-70 процентов. Хуже, что они устарели еще и морально: даже устранив износ, они не смогут обеспечить полноценную очистку воды без замены оборудования на принципиально новое. Понятно, что на это требуются и время, и деньги. Что касается времени, то реконструкция занимает минимум 3-5 лет (напомним, что 25-кратное увеличение штрафов должно вступить в силу уже с 1 января). С деньгами еще интереснее: согласно действующему законодательству, чтобы приступить к реконструкции, нужно утвердить в органах местного самоуправления инвестиционную программу. Причем акт утверждения целиком зависит от воли этих самых органов, и повлиять на скорость принятия данного документа, да и на его финансовое содержание, водоканалы не в состоянии.
Участники рынка говорят, что было бы логичнее указанные штрафы все-таки ввести, но брать их с предприятий, а вырученные деньги направить на реконструкцию очистных сооружений водоканалов. Подтолкнуть чиновников к этому, считают представители водоканалов, могло бы признание де-юре того, что, по их мнению, существует де-факто: водоканалы являются природоохранными предприятиями. Имея в своем балансе до трети неочищенных стоков промпредприятий, водоканалы добиваются того, что население городов и поселков получает воду приемлемого качества. Если эта логика не принимается, возникает вопрос: почему водоканалы несут ответственность за промпредприятия, повлиять на которые они не в состоянии? Напротив, признание этого факта, по мнению представителей водоканалов, должно сподвигнуть правительство на принятие льготного режима ответственности водоканалов за качество воды.
В этой связи представители отрасли предлагают принять не постановление правительства, а федеральный закон, в котором прописать некоторые важные для водоканалов положения. Нам удалось узнать суть некоторых из них.
Первым пунктом идет признание водоканалов природоохранными предприятиями, а не загрязнителями воды, и, соответственно, перенос основной ответственности за качество воды на реальных ее загрязнителей. В таком случае у промпредприятий появятся стимулы для внедрения новых очистных технологий. Также для водоканалов должно быть предусмотрено поэтапное повышение платы.
Помимо этого участники рынка предлагают правительству при создании системы нормативов загрязнения окружающей среды учесть, что мгновенное ужесточение требований может просто-напросто привести к банкротству системы водоканалов и к сворачиванию реформы ЖКХ. Нужно соотнести график ужесточения ответственности с инвестиционным циклом, принятым в отрасли, и вводить ответственность постепенно - как это, собственно, и предусматривается проектом технического регламента "О водоотведении".
http://www.rg.ru/
Правительство России всерьез озаботилось проблемой качества воды.
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
24 мар. 2023 г.
23 дек. 2022 г.
17 нояб. 2022 г.
14 окт. 2022 г.
12 сент. 2024 г.
18 апр. 2024 г.
5 окт. 2023 г.
11 нояб. 2024 г.
4 нояб. 2024 г.
25 окт. 2024 г.
24 окт. 2024 г.
18 окт. 2024 г.