Как общий экономический спад повлиял на текущее состояние кондиционерного
рынка?
В. А.: В целом, рынок работал в нормальном режиме большую часть прошлого
года. Кризис серьезно затронул кондиционерный рынок, по сути, только в
4 квартале. По нашим оценкам, темпы роста рынка в 2008 году составили
около 20%, а объем — около 390 тысяч единиц проданного оборудования.
Но на сегодня многие объекты заморожены. Количество тендеров на оснащение
крупных объектов уменьшилось, а количество желающих принимать в них участие
— резко возросло. Большинство кондиционерных компаний расширяют спектр
работ и услуг, берутся за то, чего раньше не делали. Продажи бытовой гаммы
сократились у всех — от дистрибьютора до инсталлятора и розничного продавца.
И при этом, остались большие запасы нереализованной продукции с 2008 года.
Полупромышленная гамма и мультизональные системы меньше подвержены кризису.
Но их доля на рынке Украины существенно уступает бытовой гамме.
Что изменилось в ключевых механизмах планирования и организации бизнеса?
Как реагирует на эти изменения потребитель?
В. А.: Кондиционирование уже стало стандартом, нормой, и конечный
потребитель, имеющий средства на строительство и ремонт, вряд ли будет
экономить на кондиционерах. Владельцы и инвесторы понимают, что получить
высокотехнологичную, функциональную, энергоэффективную, управляемую и
при этом «дешевую» систему кондиционирования — невозможно. Что касается
премиум-сегмента техники, то он, как известно, более устойчивый и рентабельный
— поэтому в оборудовании Daikin можно быть полностью уверенным.
Что касается бытовых сплит-систем, вероятно, будем наблюдать два сценария
поведения потребителей. Первый — сэкономить на цене покупки. Второй —
приобрести качественное оборудование, чтобы потом экономить на электричестве,
эксплуатационных затратах и главное — чтобы в ближайшее время не пришлось
опять тратить деньги на ремонт. Требуется определенное время — и будет
ясно, какой из сценариев «сработает» у большинства потребителей, и как
это отразится на развитии рынка.
Изменилась ли схема работы с производителем, с дилерами?
В. А.: Кризис повлиял на всех игроков рынка — конкуренция усилилась,
и каждой компании-оператору придется доказывать свои преимущества с железными
аргументами и фактами в руках. Поэтому производитель стал больше прислушиваться
к пожеланиям украинских партнеров, откликаться на специфические запросы
(например, относительно нестандартного оборудования), формировать специальные
предложения. В то же время, производители стараются минимизировать свои
расходы, чтобы сохранить приемлемый уровень рентабельности.
Отношения с дилерами стали более формализованными, больше внимания уделяется
финансовой дисциплине. Количество сделок, которые идут по 100% предоплате,
значительно увеличилось. Но схема сотрудничества осталась прозрачной,
как и раньше.
Что касается уровня цен, то на стоимость в гривне влияет рост курса иностранных
валют, ведь львиная доля кондиционерной техники в Украине — импортного
производства, и ее покупают за рубежом. Поэтому в сегменте недорогого
оборудования, скорее всего, начнут исчезать недостаточно известные на
кондиционерном рынке марки, в первую очередь ОЕМ.
Значит ли это, что компании-операторы рынка приостановят маркетинговую
активность, меньше внимания будут уделять новым разработкам, сосредоточившись
на выживании?
В. А.: Сложность ситуации в том, что никто не знает, как долго продлится
кризис, и компаниям нужно формировать определенный резерв, создавать запас
прочности. Если раньше демпинг был инструментом конкурентной борьбы, то
сегодня (для тех компаний, которые к нему прибегают) он становится одним
из инструментов выживания. Операторы кондиционерного рынка оказались в
разных ситуациях, это очень индивидуально. Все зависит от финансового
состояния, портфеля клиентов, специализации, связей и контактов, степени
зависимости от кредитов и других факторов. В «Ликонд», например, не уволили
ни одного сотрудника, наоборот — увеличили штат. А Daikin продолжает разработку
новых продуктов, которые должны найти своего потребителя и в Украине.
На мой взгляд, интерес к инновациям не только не снизится, но и усилится.
Технические семинары, в частности, по новейшей системе Altherma производства
Daikin, которые прошли в феврале и марте, подтверждают этот тезис — мы
наблюдали на мероприятиях полный «аншлаг». Это связано с целым рядом причин,
среди которых, конечно, энергосбережение и рентабельность высокотехнологичных
решений: потребитель благодаря такой технике экономит, а оператор имеет
возможность заработать больше.
Какие новейшие технологии компания Daikin планирует внедрить в ближайшее
время?
В. А.: В течение года на рынок выйдет ряд новых продуктов и решений
от Daikin — как усовершенствованные и улучшенные версии, так и принципиально
новые разработки. Абсолютно новой разработкой является, например, мультисплит-система
Ururu Multi — эффективный нагрев, охлаждение, увлажнение и вентиляция,
реализованные в одном устройстве. Революционная технология Ururu компании
Daikin позволяет увлажнять воздух без необходимости наполнения какой-либо
специальной емкости водой. Система несет свежий, чистый воздух в помещение
с помощью двух стильных внутренних блоков настенного типа. Особенностями
внутреннего блока являются двухзонный датчик движения «Умный глаз» и функция,
которая формирует поток воздуха, соответствующий максимальному уровню
комфорта. Функция комфортного распределения воздуха (Comfort Airflow mode)
настроена таким образом, что воздушный поток направляется вниз в режиме
нагрева и создает восходящий поток в режиме охлаждения. Новый внешний
блок системы Ururu Multi (MXU-G) оснащен компрессором типа swing, широко
известным на рынке такими своими характеристиками, как низкий уровень
шума и высокий уровень энергоэффективности.
Занимается ли компания разработкой новых версий уже известных на рынке
продуктов?
В. А.: Среди новинок — система VRV III с водяным охлаждением, система
Altherma в моноблочном исполнении, новые модели чиллеров с водяным и воздушным
охлаждением.
Новая система VRVIII с водяным охлаждением (модельный ряд RWEYQ-P, RWEYQ-PR)
имеет самый высокий уровень эффективности на рынке. Наружные блоки мощностью
8 л.с. и 10 л.с. поддерживают температуру воды на входе в теплообменник
в диапазоне 10-45°С, как в режиме охлаждения, так и в режиме обогрева.
Одна из особенностей системы — индивидуальное переключение системы из
режима охлаждения в режим обогрева, благодаря функции рекуперации тепла.
Водяное охлаждение позволяет уменьшить размеры и снизить вес системы,
а также увеличивает гибкость монтажа — за счет практически неограниченной
длины и перепада по высоте водных магистралей. Общая длина фреоновых магистралей
увеличена до 300 м — так, систему VRVIII с водяным охлаждением можно применять
на высотных объектах.
Тепловой насос типа «воздух-вода» Altherma, уже известный в качестве энергоэффективного
и экологически чистого решения в области отопления жилых объектов, появится
в моноблочном исполнении. Разница в том, что внешний блок и гидромодуль
теперь находятся в одном корпусе наружного блока. Таким образом, необходимость
прокладки фреонопровода полностью отпадает, а это значительно упрощает
установку системы. Потребитель сэкономит и на стоимости труб, и на цене
установки, ведь теперь систему может установить обычный монтажник, а не
только высококвалифицированный. Моноблочная система сохраняет все преимущества
предыдущего дизайна Altherma и, прежде всего, высокий уровень энергоэффективности
(на каждый киловатт потребленной электроэнергии производится, в зависимости
от условий эксплуатации, 3-5 киловатт тепла). Одна из особенностей системы
— гарантия незамерзания водяного контура во внешнем блоке. Система поддерживает
широкий диапазон бытовых бойлеров подготовки горячей воды и может взаимодействовать
с солнечными батареями.
Анонсировано также выпуск новой серии чиллеров на хладагенте R-134a с
инверторным винтовым компрессором, который работает только на охлаждение.
Появление новой серии чиллеров стало возможным в результате разработок,
направленных на оптимизацию показателей сезонной энергоэффективности чиллеров,
что приводит к сокращению эксплуатационных расходов и повышению прибыльности,
производительности и эффективности управления. Новинки будут представлены
в двух версиях: EWAD-AJYNN/S со стандартным сезонным коэффициентом эффективности
и EWAD-AJYNN/X с высоким сезонным коэффициентом эффективности. Новая серия
чиллеров представлена моделями мощностью от 329 до 515 кВт по холоду,
в семи различных типоразмерах и в трех разных по шумовым параметрам конфигурациях.
На весну 2009 года запланировано начало продаж расширенного модельного
ряда инверторных мини-чиллеров на хладагенте R-410A — класса 009, 010
и 011 в однофазном исполнении и класса 009, 011 и 013 — в трехфазном.
Все модели будут доступны в двух вариантах, что позволит расширить модельный
ряд и предложить полный ассортимент инверторных систем, которые используются
для бытовых и легких коммерческих приложений в сегменте мини-чиллеров
производительностью от 5 до 15 кВт.
Каковы прогнозы производителей и экспертов в области кондиционирования
по развитию всей отрасли в 2009 году?
В. А.: Общая тенденция уже понятна — кондиционерный рынок ожидает
снижения темпов роста в 2009 году, но глубину спада пока определить трудно.
В Европе падение продаж кондиционерного оборудования началось раньше,
чем в Украине. Ведущие производители оценивают падение рынка в Европе
на 30-40%. В Украине падение темпов роста может составить 40-50%. Но и
темпы роста рынка у нас были значительно выше, чем в Европе. Показательным
для оценки рынка станет второй квартал. На данный момент сложно прогнозировать
развитие рынка. Мы ежемесячно оцениваем ситуацию и пересматриваем прогнозы.
А в глобальном смысле, на перспективу — чему научит неблагоприятная
экономическая ситуация игроков рынка?
В. А.: После любого кризиса наступает подъем. Поэтому сегодня «Ликонд»
уже начал готовиться к пост-кризисному периоду, и многие свои шаги мы
осуществляем именно с этой точки зрения. Мы действительно верим, что после
кризиса придет кондиционерный бум, и готовим его уже сегодня.
Кризис заставил компании работать более эффективно, более четко строить
бизнес-процессы, более жестко подходить к планированию, фокусироваться
на своих сильных сторонах. Из кризиса рынок выйдет более структурированным,
исчезнут компании-однодневки, непрофессиональные операторы, которые попали
в кондиционерный бизнес случайно или поддавшись конъюнктуре. Дефицит
квалифицированных кадров значительно уменьшится, а качество сервиса улучшится.
Ведь раньше именно недостаточное количество персонала, особенно в пик
сезона, становилось причиной проблем с качеством монтажа кондиционерных
систем. Сейчас у компаний больше времени, чтобы уделить внимание сервису,
обучению, в том числе и в связи с повышением требований к качеству обслуживания
со стороны клиентов.
Интервью
по материалам
компании «Ликонд»