Развитие систем автоматики за последние 10 лет выявило две четко-выраженные
тенденции.
Первая - это стремление сократить время необходимое на реализацию
алгоритмов управления, пусконаладочных работ и операций, необходимых при
сервисном обслуживании и эксплуатации.
Вторая - это стремление большинства фирм производителей автоматики
поддерживать стандартные протоколы обмена информацией.
Сокращение времени на разработку приложений достигается за счет использования
инструмента для написания программ, который основывается на принципе D-MAP.
Если говорить простым языком это среда программирования, которая состоит
из неких элементов, реализующих те или иные функции, и имеющих те или
иные свойства которые можно задавать или просматривать. Взаимодействие
же между элементами описывается при помощи сопоставления некого свойства
одного элемента некому свойству другого элемента. Сопоставления, чаще
всего отображается в графическом виде, при помощи соединительных линий.
Бесспорным достоинством такого способа программирования является сокращение
времени разработки программ. А создание библиотек, из заранее соединенных
элементов, реализующих ту или иную функциональность, сводит программирование
контроллеров к детской игре в кубики.
При организации систем автоматики на крупных и средних объектах, важную
роль играет возможность создания системы управления, для чего необходимо
наладить обмен информацией между станциями автоматизации (контроллерами),
управляющими системами технологического оборудования и станцией управления,
реализованной чаще всего на базе персонального компьютера.
Большинство фирм, до недавнего времени, использовали свои собственные
протоколы обмена информацией. Большинство из них были достаточно невнятны,
поскольку фирма разработчик держала в своих руках разработку протокола
и его реализацию, и делала протокол пригодный, по сути, только для внутреннего
использования. Отсутствовала строгая документация протокола, и пригодность
для обмена информацией со станциями управления и автоматизации других
производителей.
Подобный подход в то время был вполне оправдан. Системы автоматики для
конкретного объекта создавались на базе одного производителя оборудования,
оборудование третьих производителей интегрировалось, в случае возникновения
такой необходимости, некими совершенно загадочными путями, ко всей этой
системе присоединялась станция управления и диспетчеризации того же производителя,
вне зависимости от того устраивала она Вас или нет. В дальнейшем любые
расширения, могли быть сделаны, только на оборудовании того же производителя.
Тенденция по созданию универсальных протоколов обмена информацией появилась
лет десять-пятнадцать назад, и фирмы-производители начали разработки по
реализации этих стандартных протоколов в своих станциях автоматизации
и диспетчеризации и управления.
Для того чтобы продолжить разговор о тех или иных протоколах необходимо
сделать некие уточнения. Вообще говоря, в области организации сетей передачи
информации существует семиуровневая модель описания сети передачи данных.
Но даже в классических примерах, складывается впечатление, что не модель
создана для удобства описания сети передачи данных. А сети передачи данных
с трудом вписываются в эту модель.
Поэтому в дальнейшем предлагаю использовать упрощенную
модель, состоящую из двух основных уровней:
- транспортный уровень - это топология системы, линии связи, уровень
сигналов и система адресации физических устройств;
- логический уровень - это система адресации логических элементов,
представление информации и собственно организация обмена информации (запрос-ответ,
уведомление об изменении и т.д.).
Можно выделить три основных протокола логического уровня, используемых
в системах автоматики зданий.
Konex, более известный по своему предшественнику EIB. Данный протокол
получил наиболее широкое распространение в системах автоматического управления
освещением, приводами жалюзи и всем что входит в понятие комнатной автоматизации.
LON. Определяет протокол как логического уровня, называемый также
LonWorks и протокол транспортного уровня называемый также LonTalk. Очень
распространенный на сегодняшний день протокол. Транспортный уровень этого
протокола может быть использован для других протоколов логического уровня
BACNet. В отличие от первых двух, широко использоваться стал достаточно
недавно и является протоколом только логического уровня. В качестве транспортного
уровня используется несколько протоколов.
Наиболее распространенная реализация протокола BACNet использует в качестве
транспортного уровня протокол Ethernet и TCP/IP. Конечно по сути своей
это два разных протокола, но с точки зрения уровня BACNet все это транспортный
уровень, по которому BACNet может осуществлять передачу данных. В дальнейшем
будем называть эту реализацию BACNet на TCP/IP.
У этой реализации имеется ряд преимуществ. Во-первых, используется
большинством производителей как основная реализация, иногда правда и единственная.
Во-вторых, накоплен колоссальный опыт по организации TCP/IP сетей разного
размера, так как данный протокол является основным для организации локальных
сетей для персональных компьютеров. В-третьих, для протокола TCP/IP в
последнее время широкое распространение получило использование волоконно-оптических
линий связи. Эти линии связи лишены такого недостатка, как ограниченность
длины одного сегмента и обладают высокой помехозащищенностью.
Наряду с достоинствами данная реализация имеет ряд недостатков.
Во-первых, длина линии между двумя активными устройствами, при использовании
витой пары не может превышать 100 метров. Во-вторых, для организации связи
даже двух станций автоматизации или станции автоматизации со станцией
диспетчеризации и управления необходимо использовать дополнительное коммуникационное
оборудование. Исключением для двух станций является возможность связи
в пределах одного сегмента без использования дополнительного коммуникационного
оборудования.
Для сетей связи малого и среднего размера, оправдано использование в качестве
протокола транспортного уровня протокола LonTalk. Данная реализация позволяет
строить сети передачи информации с длиной линии до 900 метров без использования
дополнительного коммуникационного оборудования. То есть, каждый контроллер
содержит в себе достаточные возможности для подсоединения к сети передачи
данных размера достаточного для большинства строящихся сейчас офисных
зданий.
Трехлетний практический опыт показал, что данная реализация очень удобна
для проектов малого и среднего размера, все проблемы, возникающие с коммуникацией,
были вызваны исключительно невнимательным чтением документации, как только
все делалось в соответствии с описанием, все тут же начинало работать.
Интересна также комбинация двух вышеописанных реализаций протокола
BACNet. Организуется несколько сегментов BACNet на LonTalk со станциями
автоматизации. В каждом сегменте содержится BACNet маршрутизатор, преобразующий
BACNet на LonTalk в BACNet на TCP/IP и уже к этой сети подсоединяется
станция управления и диспетчеризации. Данная комбинация, является удачной
альтернативой для объектов среднего и большого размера, по сравнению с
использованием только BACNet на TCP/IP.
Еще одна реализация протокола BACNet это использование в качестве протокола
транспортного уровня протокола PTP. По сути своей это возможность
организации сети BACNet на базе телефонных каналов, как проводных сетей,
так и сетей сотовых операторов. Данная реализация может быть использована
для организации BACNet сети с удаленными BACNet сегментами BACNet/LonTalk
или BACNet/IP.
Основным понятием протокола BACNet является так называемая BACNet точка
данных. Каждая точка данных имеет как основное значение, например температура
или состояние контакта, так и другие свойства позволяющие сконфигурировать
точку данных и описать ее взаимодействие с другими точками данных.
Если говорить об организации среды программирования для контроллеров BACNet,
то для этого очень подходит уже упомянутый выше принцип D-MAP. В качестве
элементов используется BACNet точки данных, а установление связей между
определенными свойствами точек данных позволяет реализовывать те или иные
алгоритмы управления.
Основой программы является BACNet точки данных стандартных типов, большинство
из них представляют собой точки данных связанные с физическими точками
ввода вывода и большая часть функциональности по управлению и мониторингу
реализована непосредственно в этих стандартных BACNet объектах.
Помимо этого в контроллерах существует еще несколько стандартных типов
точек данных необходимых для реализации мониторинга управления. Наиболее
характерные из них это объекты по реализации временных программ, по организации
уведомления об аварийных ситуациях и объекты позволяющие запоминать изменения
значений по времени.
Для реализации алгоритмов управления в системах программирования создаются
BACNet объекты пользовательских типов, реализующих функции, например PI
регулятора или гистерезиса, а также прочие функции стандартные при программировании
систем автоматики, и не имеющие стандартного типа в BACNet протоколе.
Эти элементы пользовательских типов могут быть как отображены в BACNet,
так и скрыты.
Таким образом, для написания программ, используется библиотека BACNet
объектов, которые связываются определенным образом для реализации той
или иной функциональности.
При организации систем диспетчеризации и управления для BACNet станций управления очень важным фактором, на мой взгляд, является возможность использования протокола BACNet как такового, для реализации мониторинга и управления. Некоторые SCADA системы работают не с протоколом BACNet на прямую, а конвертируют его в какой либо промежуточный протокол, а уже его используют при организации интерфейса с пользователем. При таком подходе теряется основное преимущество протокола BACNet – возможность оперирования точками данных как стандартными объектами с предсказуемыми реакциями.
В качестве средства взаимодействия оператора и сети BACNet контроллеров
можно использовать стандартные программы под общим названием BACNet браузер.
Браузер может быть реализован как на аппаратном уровне, так и на базе
персонального компьютера.
В заключении хотелось бы обобщить всю изложенную здесь информацию. При
современном подходе к организации систем автоматики, диспетчеризации и
управления системами технологического оборудования наиболее целесообразно
строить систему на базе контроллеров поддерживающих BACNet на нескольких
протоколах транспортного уровня, а в качестве станций мониторинга и управления
использовать системы взаимодействия с оператором, реализующие доступ к
BACNet объектам напрямую.
ведущий эксперт
по системам автоматизации
компании "Сименс",
департамент "Автоматизация
и безопасность зданий"
г. Москва