Системы кондиционирования типа VRV vs. чиллеры – особенности сравнения

 1 267
В последние годы в Украине большое распространение получили системы кондиционирования типа VRV. Различные производители этого типа систем соревнуются между собой в создании способов преодоления их естественных ограничений. Так, в частности, большое внимание уделяется увеличению допустимой протяженности трасс между наружным и внутренними блоками, увеличению допустимой разницы высот между ними, расширению возможностей интеграции этих систем с другими инженерными системами здания, успехами в контроле количества утечки дорогостоящей и небезопасной составляющей этих систем – фреона и т.п. Сообщениями на эту тему переполнен интернет и специализированные издания. Скорость прогресса этой технологии вызывает некоторую эйфорию и вдохновляет отдельных специалистов оспаривать целесообразность применения систем чиллер-фанкоил в современном кондиционировании, забывая об аналогичном развитии технологии и в этих системах...

Часто сторонники VRV (также встречается термин VRF, что означает «Переменный расход хладагента») акцентируют внимание на энергоэффективности этих систем в сравнении с чиллерами, ссылаясь на COP, EEC… и прочие коэффициенты, показывающие преимущество VRV в несколько раз.

«Сравнение однотипных моделей не даст преимуществ ни одному агрегату.»

Рассмотрим составляющие этого преимущества и факторы, на них влияющие.

COP – простыми словами, это соотношение потраченной электрической энергии на работу агрегата и количества полученного холода. Учитывая, что в VRV и в чиллерах для выработки холода применяются компрессоры, перекачивающие фреон, и, принимая во внимание факт существования различных типов фреонов и различных типов компрессоров, можно утверждать, что, сравнивая чиллер и VRV, работающие на одинаковом фреоне и использующие одинаковый тип компрессора, невозможно получить существенную разницу в COP. Однако в жизни этим часто манипулируют, сравнивая чиллеры с устаревшей моделью компрессора с VRV, оборудованным другим типом компрессора. Иногда манипулируют и типом фреона – сравнивая более эффективный, но и более опасный для человека и окружающей среды фреон с более безопасным, но и как следствие, менее эффективным аналогом.

Справедливости ради надо сказать, что при сравнении VRV и чиллера на одинаковых компрессорах и фреоне все же будет разница в пользу VRV. Она появляется за счет присутствия в чиллере фреоно-водяного теплообменника испарителя, охлаждающего циркулирующую в системе  воду и не допускающего попадания фреона в жилые помещения вместо фреоно-воздушного испарителя у VRV, охлаждающего непосредственно воздух в помещении. В то же время следует отметить, что эта разница невелика. При этом COP чиллера не зависит от расстояния между чиллером и фанкоилом (внутренним блоком), а у VRV – зависит. И чем больше расстояние от наружного блока до внутреннего, чем больше общая протяженность фреонопроводов ко всем внутренним блокам – тем большая доля энергопотребления компрессора VRV расходуется не на выработку холода, а на перекачивание фреона по системе.

Конденсатор и у VRV, и у чиллера может быть как фреоно-воздушный, так и фреоно-водяной, поэтому сравнение однотипных моделей не даст преимуществ ни одному агрегату.

Отсутствие циркуляционных насосов. Факт присутствия циркуляционных насосов и дополнительного электропотребления ими в системе чиллер-фанкоил неоспорим, и, безусловно, их энергопотребление необходимо учитывать. Насосы необходимы чиллеру для переноса выработанного холода к потребителю, однако не стоит забывать, что такая же задача стоит и в VRV системах, но там она ложится дополнительной нагрузкой на компрессор. Таким образом,  с одной стороны мы имеем чиллер с постоянным COP и дополнительным электропотреблением насосов, зависящим от протяженности трубопроводов системы, а с другой – VRV, с  COP, величина которого снижается при увеличении протяженности фреонопроводов системы и разности высот между наружным и внутренними блоками. В обоих случаях мы имеем увеличение электропотребления на выработку 1 кВт холода в сравнении с паспортными данными – разница лишь в том, за счет чего это происходит – за счет непосредственно снижения COP или за счет появления дополнительного потребителя электроэнергии при неизменном COP.

К сожалению, производители VRV не приводят данных о зависимости COP своих аппаратов от длины трубопроводов. Метод учета энергопотребления системами VRV в основном основан на распределении общего электропотребления всей системой между отдельными внутренними блоками пропорционально степени открытия их клапана (см. статью «Подсчет потребляемой энергии в системах кондиционирования Samsung»). То есть, фактически замеряется только электропотребление системой, в то время, как количество произведенного холода не измеряется, а рассчитывается на основании неверного допуска, что СОР неизменно и для любой системы одинаково. В тоже время, СОР системы чиллер-фанкоил рассчитывается на основании показаний как электрического счетчика, так и счетчика холода – прибора, аналогичного тепловому счетчику, производящему непосредственный замер как расходов, так и температур в системе, и являющемуся прибором коммерческого учета (оба счетчика обязательно проходят регулярную метрологическую поверку). И, хотя данные, приводимые в паспортах VRV, нельзя считать бесполезными, следует помнить, что они хороши для сравнения различных систем прямого испарения между собой (например VRV систем или сплит-систем различных производителей), но не подходят для прямого сравнения с чиллерами.

Для сравнения VRV с системами чиллер-фанкоил необходимо более глубокое изучение вопроса. Прежде всего, следует помнить, что VRV системы появились в начале 80-х, когда первому чиллеру уже исполнилось 70 лет! С тех пор и до сегодняшнего дня многие сторонники VRV сравнивают современные аппараты «третьего» и «четвертого» поколения с чиллерами середины 80-х прошлого века. Если же посмотреть на характеристики современных чиллеров (например, «Энергосберегающие чиллеры WSA и WSB от Aermec»), то разницу в COP или EEEC с современными VRV (например, «Системы VRV: более четверти века лидерства в энергосберегающих технологиях»;  «Мультизональная система кондиционирования KX») уже сложно заметить.  Что же касается насосного оборудования и автоматики регулирования чиллеров и фанкоилов, применявшихся в 80-х годах, то по современной классификации Энергоэффективности инженерного  оборудования зданий оно относится к классу «D», «E» и «F» – т.е. запрещено к применению в новом строительстве даже в Украине (ДСТУ Б EN 15232:2011). Современные подходы в устройстве систем чиллер-фанкоил также увеличивают эффективность системы образца 80-го года в несколько раз, что подтверждается результатами измерений на одних и тех же объектах до и после реконструкции их систем при неизменном назначении здания и режиме его эксплуатации.

«Оба направления развиваются параллельно и сравнимыми темпами.»

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что главная цель статьи – осветить некоторые спорные допущения, на основе которых складывается мнение, что технология чиллер-фанкоил устарела и отмирает, а VRV/VFR пришла ей на смену. На самом деле, оба направления развиваются параллельно и сравнимыми темпами, а вопросы сравнения энергоэффективности и технико-экономического обоснования выбора типа системы требуют более детальной проработки, чем сравнение паспортных данных отдельно взятых агрегатов, так как каждая технология имеет свой перечень условий достижения максимальной эффективности.

По материалам специализированного журнала ОВВК в интернет-издании TRUBA.ua и компании «Данфосс ТОВ».
Найдите все свои архитектурные решения через TRUBA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее