Были рассмотрены вопросы, связанные с ситуацией на мировом и украинском рынках кондиционирования, а также основные направления технического обновления кондиционерного оборудования.
Мировой рынок
Мировой рынок кондиционирования продолжает расти, на сегодняшний день
он оценивается в 56 млн. единиц техники. Наибольшие темпы развития наблюдаются
в Европе и Китае. Европа становится приоритетным рынком для большинства
мировых производителей. Японский же рынок в прошлом году не рос. Это связанно
с определенным уровнем насыщения потребительского спроса и установившейся
прохладной погодой.
Основной фактор, который продолжает оказывать влияние на мировой
рынок климатической техники, — это принятие Киотского протокола, запрещающего
производство оборудования на хладагенте R22, который истощает озоновый
слой. В настоящее время к Киотскому протоколу присоединились более
50 стран мира. В связи с массовым переходом на “зеленые” безопасные
фреоны, такие как R410A, ведущие производители существенно обновляют
модельный ряд техники. Другой фактор, который оказывает влияние на мировой кондиционерный рынок, — подорожание меди. Это уже привело к повышению цен на данную продукцию, особенно в Западной Европе и США. |
|
Украинский рынок
Украинский кондиционерный рынок на протяжении последних лет тоже демонстрирует
стабильный рост. Так, даже в 2004 г., несмотря на холодное лето, темпы
развития рынка сохранялись на уровне 25-30%. А это в среднем на 5% выше,
чем средние темпы развития европейского рынка.
Конкуренция на рынке постоянно усиливается — появляются новые марки, на
рынок выходят новые операторы (сегодня их количество составляет порядка
1200 компаний), компании-ветераны постоянно усиливают свою маркетинговую
активность.
Основные проблемы рынка заключаются в нехватке квалифицированных специалистов
и невысокой покупательской способности населения. Для региональных рынков
характерна жесткая ценовая конкуренция, зачастую идущая в ущерб качеству
техники.
На отечественном рынке условно существуют три основные сегмента оборудования:
дешевый (представлен в основном китайскими и корейскими производителями),
средний (оборудование европейских и некоторых американских производителей)
и премиум (в основном, представлен техникой японских производителей).
Если в дешевом сегменте в прошлом году объемы продаж в связи с погодными
условиями сократились, то на премиум-сегмент сезонность практически не
воздействовала, и продажи стабильно росли.
Директор компании “Ликонд” Владимир Александрович Степура сделал прогнозы
на 2005 год.
Темпы роста рынка в 2005 году сохранятся на уровне 30%, а возможно и увеличатся.
Приоритетными регионами для операторов рынка останутся Восток и Юг Украины.
Но возможно увеличение спроса на кондиционерное оборудование и в Западной
Украине в связи с развитием туристической отрасли в этом регионе. Традиционно
перспективным останется Киев, где не только строится много объектов, но
и требования к технике очень высоки.
Основными направлениями обновления техники в 2005 году будут: продолжение
перехода производителей на безопасные фреоны, дальнейшее повышение показателей
энергоэффективности оборудования, использование новых эффективных фильтров,
разработка нового дизайна блоков (наружных и внутренних) с целью сделать
их более компактными и эстетически привлекательными, а также дальнейшее
совершенствование управления системами кондиционирования.