За последние три года, в рамках продвижения идеи "поквартирного
отопления", Представительство концерна RIELLO S.p.A. в странах СНГ
провело ряд исследований, целью которых являлось выявление целевой аудитории
ПО и ее потребностей. Было опрошено более 1000 домохозяйств в разных городах
России. Для опроса умышленно выбирались те дома, в которых помимо BERETTA,
были установлены и котлы других производителей. Так как компанию интересовало
мнение граждан, которые уже имеют опыт эксплуатации системы поквартирного
отопления, выбрали дома, средний срок эксплуатации которых не менее 2
лет.
На основании этих исследований можно сказать, что потребителем поквартирного
отопления является семья из 3-4 человек, проживающая в квартире площадью
от 70 до 150 м2. В большинстве случаев это люди в возрасте 41-55 лет,
с высшим образованием и не испытывающие существенных финансовых проблем.
Важным моментом, на который следует обратить внимание, это количество точек водоразбора горячей воды в исследуемых домохозяйствах. Как показали результаты исследований, более половины респондентов имеют три и более точек разбора горячей воды.
На вопрос "Каким, по вашему, должен быть идеальный котел?"
от респондентов были получены следующие ответы: |
Если первые два пункта вполне понятны, то третий заставил серьезно задуматься.
Получается следующая картина. Человек (семья) покупает квартиру в доме
с поквартирным отоплением надеясь стать наконец независимым от городской
теплосети и постоянно иметь возможность пользоваться горячей водой. Котел
установленный у него в квартире действительно дает ему такие возможности.
Горячая вода действительно есть всегда, но вот количество ее, как показали
результаты исследований, потребителя не устраивает.
Вот теперь давайте посмотрим, какие котлы устанавливаются в домах с поквартирным
отоплением. Приведем статистические данные нашего отдела продаж (мы полагаем,
что у других производителей настенных котлов картина схожая с нашей).
Как мы видим на первой диаграмме, строительные компании в период с 1998
по 2005 года закупали практически равное количество котлов с открытой
и закрытой камерой сгорания.
В 2005 году в связи с изменением нормативной базы и разрешением устанавливать
в домах с поквартирным отоплением котлы только с закрытой камерой сгорания
ситуация резко изменилась. Теперь более 70% продаж настенных котлов приходится
на котлы с закрытой камерой сгорания.
Теперь два слова о полезной мощности котла. Мы уже говорили выше, что
потребитель высказал пожелание ее увеличить.
В период с 1998 по 2004 гг. строительные компании закупали для поквартирного
отопления настенные котлы мощностью 24 кВт. По нашему мнению это связано
прежде всего с ценой на подобное оборудование. Многие строительные компании
стремятся закупать наиболее дешевое оборудование не обращая внимания на
мнение конечного потребителя. В итоге, ожидания конечного пользователя
от использования системы ПО не оправдываются. Другими словами конечный
пользователь не получает того комфорта на который он рассчитывал при покупки
квартиры в доме с ПО.
В 2005 году наметилась слабая тенденция к увеличению закупок строительными компаниями для поквартирного отопления настенных котлов полезной мощностью 28-32 кВт.
Продажи настенных котлов полезной мощностью 28-32 кВт увеличились практически
в два раза. Тем не менее, доля их в общем объеме продаж в сегменте "поквартирного
отопления" остается сравнительно небольшой.
Учитывая тот факт, что потребитель желает иметь у себя в квартире более
мощный котел, мы прогнозируем дальнейшее увеличение продаж настенных котлов
28-32 кВт.
Стремление потребителя получать наибольший комфорт выражается не только
в его желании увеличить мощность котла. Отдельное внимание в нашем исследовании
было уделено вопросу использования потребителями дополнительного оборудования,
совместимого с системой поквартирного отопления, - это такие устройства,
как комнатный термостат, хронотермостат, пульт дистанционного управления
котлом и система "теплый пол". Исследования показали, что уровень
известности дополнительного оборудования к системе ПО у потребителей достаточно
высок. Комнатный термостат имеет самое широкое распространение - он установлен
в 45% исследованных домохозяйств.
Кроме реальных потребителей, можно выделить "дремлющий" сегмент - те, кто планирует в дальнейшем установить дополнительное оборудование к системе ПО и "спящий" сегмент - те, кто пока не собирается устанавливать это оборудование. Наибольшим сегментом "дремлющих" потребителей обладает система "теплый пол" и комнатный термостат. Таким образом, группа потребителей этого оборудования в ближайшее время может несколько расшириться за счет "дремлющего" сегмента.
Подводя итоги выше сказанному, можно с уверенностью говорить, что на данном этапе развития сегмента ПО наиболее востребованными являются котлы с закрытой камерой сгорания полезной мощностью 24 кВт. Однако, проведенные исследования дают основание прогнозировать увеличение доли котлов мощностью 28-32 кВт в общем объеме закупок для сегмента ПО.
В отношении поддержания комфортной обстановки в квартире большинство участников опроса склонно к использованию дополнительного оборудования. Тем не менее, резкого всплеска спроса на данную продукцию в ближайшее время ожидать не приходиться.