Бушуев Сергей Дмитриевич |
Романчикова Ольга Викторовна |
По мнению классика менеджмента Питера Друкера, «менеджмент» – наименее
изученный из основополагающих институтов нашего общества.
В любом случае, основной функцией менеджмента является управление бизнесом,
а основной целью – экономическая эффективность этого бизнеса. Проектный
подход зачастую является единственно правильным, обеспевающим экономическую
эффективность бизнеса, а проекты – средством стратегического развития
компании.
Управление проектами – методоогия организации, планирования, руководства,
координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного
пути проекта.
Принципиальное отличие проекта от функционального бизнеса – нацеенность
на результат. Как только будет достигнута поставленная цель, или станет
ясно, что цель недостижима, проект прекращает свое существование.
Как правило, проект реализуется в рамках организации, организационная
структура которой влияет на успех проекта. Различают линейно-функциональную,
дивизионную, проектную и матричную организационные структуы. Именно матричная
структура объединяет в себе преимущества функциональной и проектной структур
и позвояет достигать цели за счет рационального распределения ресурсов
для достижения целей нескольких проектов.
Одну из главных ролей в проекте играет Проектный менеджер (Руководитель
проекта) и его команда. Еще одним фактором успеха проекта являются люди
и эффективное управление ими. Очень часто на роль Руководитея проекта
выбирают технического специалиста, не обращая внимания на то, что у него
нет никакого опыта в упвлении. Неспособность отыскать толковых управляющих,
а зачастую недооценка такой необходимости – прина провала многих проектов.
В западной практике в состав команды Проектного менеджера входит такая
роль как «администратор проекта». Ввод этой роли позволяет Руководителю
проекта заниматься непосредственно управлением. Тогда как администратор
выполняет функцию, приванную обеспечить доведение решений руководителя
проекта до всех участников проекта.
И в процессе планирования и в процессе «разбора полета» важно будет знать
опыт других организаций по реализации подобных проектов. Но как сравнивать
проекты, если каждый из них уникален? Основными показателями, позволяющими
сравнивать проекты между собой, могут быть:
• его продолжительность,
• объемы, ход и темпы работ,
• стоимость,
• соотношение затрат и результатов,
• прибыль,
• качество,
• риски,
• конкурентоспособность,
• значимость проекта.
Еще одним важным моментом в проектном менеджменте является особое внимание,
уделяемое рискам. Риск – неопределенность, которая может возникнуть в
процессе выполнения проекта, и которая может привести к негативным последствиям.
Управление рисками – комплекс мероприятий, включающих идентификацию, анализ,
снижение и мониторинг рисков, с цеью снижения фактических показатеей реализации
проекта от их запланиованных значений.
В упрощенном варианте жизненный путь проекта может быть представлен
в виде следующих шагов:
1. Определение проблемы – Каков желаемый результат?
2. Разработка альтернативных решений – Какой из возможных вариантов будет
наилучшим?
3. Планирование – Что? Кем? Как? Когда должно быть сделано?
4. Исполнение – Реализация планов.
5. Контроль – Постоянный монитонг процесса выполнения плана – залог того,
что отклонения от плана будут обнаружены тогда, когда это еще не станет
критичным для исолнения проекта.
6. Закрытие – «Разбор полета» позвояет извлечь уроки и определить, что
можно будет использовать в следующем проекте как положительный опыт.
В следующих статьях мы рассмотм все составляющие Проекта, обратим внимание
на нюансы, позволяющие Проекту быть успешным.
А пока, назовем основные условия, обеспечивающие успех проекта:
1. Заинтересованность высшего руководства. Если руководители хотят, чтобы
проект был успешным, они должны тратить на него свое драгоценное время,
а именно демонстрировать свою заинтересованность.
2. Управляющие проектами нуждаются в 3-4х дневном обучении управению проектами,
а члены команды должны потратить 2-3 дня на ознакомение с существующими
методами в компании.
3. Маленькие победы в начале пути – залог того, что команда поверит в
себя и сможет преодолеть более сложные задачи.
4. Предупреждение осложнения ситуации – не контроль, а руководство.
5. Помните старый анекдот про Госода Бога и лотерейный билет? ДАЙТЕ СЕБЕ
ШАНС!
www.upma.kiev.ua