Комплексное развитие систем теплоснабжения

 635
Система теплоснабжения города – сложный технологический и социально-экономический комплекс, обеспечивающий жизнедеятельность огромного количества потребителей. Потребитель дает оценку качества функционирования системы теплоснабжения, и мерой для этой оценки служат четыре фактора; качество и надежность теплоснабжения, стоимость услуг теплоснабжения и экология. Если первые три условия являются достаточно явными, и потребитель сам способен дать им оценку, то экологические нормы он не может определить самостоятельно, и потому эту обязанность возлагает на себя государство через уполномоченные надзорные органы.

Наличие в каждом муниципальном образовании утвержденного документа, определяющего единую политику по организации деятельности и перспективному развитию и служащего для координации действий и согласования интересов (зачастую противоечивых) основных участников теплоснабжения (теплоснабжающие и тепосетевые организации, администрация и надзорные органы, потребители – существующие и потенциальные регулирующие органы, инвесторы и т. д.), могло бы существенно повысить эффект как от текущей деятельности, так и от привлеченных инвестиций.
Таким документом должна стать Программа комплексного развития системы теплоснабжения города. Эта программа должна решать следующие основные задачи:
• снижение издержек системы тепоснабжения;
• повышение надежности и качества теплоснабжения;
• обоснование экономической и технологической возможности развития системы теплоснабжения;
• разработка конкретных мероприятий по повышению эффективности и оптимальному развитию системы тепоснабжения;
• повышение энергоэффективности и развитие энергосбережения;
• обеспечение сбалансированности коммерческих интересов субъектов теоснабжения и потребителей;
• координация действий и решений всех субъектов теплоснабжения;
• развитие конкурентных отношений (выделение элементов конкуренции);
• обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Разработка и эффективная реалиция Программы комплексного развития системы теплоснабжения города возможны при соблюдении ряда базовых принципов.
1. Повышение финансовой устойвости организаций, работающих в сфере теплоснабжения, за счет создания механизмов, восполняющих пробелы законодательства и обеспечивающих документальное закрепление размера и структуры текущих долгов бюджетов в части компенсации теплоснабжающим организациям предоставляемых ими в соответствии с законодательством льгот по оплате тепла.
2. Повышение ответственности организаций, работающих в сфере тепоснабжения, за надежное и эффективное обеспечение теплом потребителей. Для этогонеобходимо законодательно определить:
а) особенности договорных отноений организаций в сфере теплоснабжения с потребителями, гарантиющие четкое распределение ответственности этих организаций за обеспеение качественного и надежного тепоснабжения потребителей; ответственность этих организаций за выполнение команд диспетчера в чрезвычайных и аварийных ситуациях; ответственность потребителей за содержание в надлежащем состоянии теплопринимающих установок и систем и выполнение согласованных режимов теплоотребления;
б) экономическую ответственность теплоснабжающих организаций за отказ (при наличии технической возможности) от покупки тепла от источника, если поставка тепла потребителям обойдется дешевле, чем покупка его у других поставщиков либо производство данной организацией, что рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства;
в) порядок приостановки подачи тепла и отключения неплательщиков, предусматривающий поэтапное сокращение их сроков и безакцептное списание задолженности за потребенное тепло;
г) порядок вывода тепловых мощностей и сетевых объектов из экстации, предусматривающий согсование сроков вывода с органами муниципального самоуправления и право последних на выкуп или органицию продажи объектов.
3. Повышение ответственности потребителей многоквартирных домов путем определения в соответствии с ЖК, полноценного ответственного контрагента со стороны жилых домов в лице управляющего либо лица, уполномоченного собственниками дома, и установления обязательной письменной формы договора и его существенных условий.
4. Исключение административного влияния и принятия неэффективных решений при планировании загрузки источников тепла путем обязательного определения для города организации (теплового диспетчера), обеспечивающей формирование оптимальных графиков загрузки источников тепла в теение года на основе их предварительных ценовых заявок, исходя из установленных критериев (минимизация издержек, качество, надежность); ограничение форм создания или выбора теплового диспетчера для обеспечения неаффилированности при принятии решений.
5. Исключение административного влияния и принятия неэффективных инвестиционных решений в сфере тепоснабжения путем:
• введения юридических обязательств муниципальных образований по разработке и постоянному сопровождению Программы комплексного развития системы теплоснабжения гоода с одновременным конкурсом инвестиционных проектов;
• осуществления разработки и соовождения Программы и проведение конкурсов проектов тепловым дисетчером за его счет;
• установления ключевых принциов, на основе которых тепловой дисетчер принимает инвестиционные реения (в том числе: обеспечение присоединения новых участников с минимальными затратами, минимальные совокупные затраты на теплоснабжение потребителей, обеспечение установленного уровня надежности поставок тепла, запрет на включение в Программу индивидуальных тепловых источников в районах с централизованным теплоснабжением, на установку иных источников и на отказ от источника тепла с комбинированной выработкой без подтвержденной расчетами экономии топлива при реализации такого проекта и т. п.);
• установления экономической ответственности теплового диспетчера за нарушение установленных законопроектом принципов принятия инвестиционных решений;
• определения Программы компексного развития системы теплоснабжения города как обосновывающего материала при установлении тарифов для организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, а после утверждения тарифов – как основания для присоединения новых участников к системам теплоснабжения, осуществления строительных и крупных ремонтных работ, гарантии для инвесторов.
6. Обеспечение недискриминационного доступа поставщиков и потребителей к системам теплоснабжения путем установления порядка присоединения к системе теплоснабжения, минимизирующего возможные злоотребления обеих сторон и предусматривающего принятие решений о масштабах и сроках присоединения в Программе комплексного развития системы теплоснабжения города.
7. Поэтапный переход к установлению экономически обоснованных тафов для источников тепловой энергии, тарифов на передачу и на распределение тепловой энергии, определению цены на тепло для потребителя как суммы средневзвешенной стоимости производства, передачи и распределения тепла.
8. Стимулирование развития систем теплоснабжения и комбинированной выработки за счет формирования нормативной основы государственного регулирования тарифов в сфере теоснабжения, обеспечивающей:
• приведение тарифного регулирования в соответствие реальной экономике систем теплоснабжения и стимуование потребителя к энергосбережению путем введения отдельных тафов на заявленную мощность, потребленную тепловую энергию и исользованный теплоноситель, а также двух тарифов на горячую воду – на стоимость подогрева воды и на стоимость холодной воды;
• установление исключительно предельных (верхних) уровней цен на тепо с возможностью снижения в этих пределах договорных цен;
• обеспечение условий для реалиции ТЭЦ естественных конкурентных преимуществ перед котельными путем перехода к установлению для ТЭЦ предельных цен на тепло по стоимости альтернативных источников теплоснабжения.
9. Стимулирование эффективности производства и передачи тепла и инвестиций в быстроокупаемые проекты за счет:
• сначала добровольного, а далее обязательного установления долгосрочных предельных тарифов на тепо;
• поэтапного отказа от регулирования тарифов сначала для крупных, а затем для средних потребителей с сохранением тарифного регулирования для «социальных» групп потребителей;
• поэтапного замещения метода экономически обоснованных затрат на другие методы тарифного регулирования, обеспечивающие установление тарифов с учетом конъюнктуры спроса на тепловую энергию.
10. Повышение ответственности регулирующих органов за нарушение принципов или порядка установления тарифов на тепло за счет введения процедуры опротестования решений и применения административных санкций.
11. Определение условий и порядка организации отношений с элементами конкуренции в сфере централизованного теплоснабжения, а также порядка либерализации цен.
12. Создание правовых условий и оснований для реализации полномой органов государственной власти и местного самоуправления в сфере тепоснабжения, в том числе:
• федеральных органов исполнительной власти по установлению правовых основ рынка тепловой энергии и установлению основ федеральной потики;
• региональных органов исполнительной власти в части осуществления контроля за политикой органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения;
• органов местного самоуправения по организации в границах поселения теплоснабжения населения.


Марат Хуснуллин,
министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
Найдите все свои архитектурные решения через TRUBA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее