Мировой рынок кондиционирования продолжает расти, на сегодняшний день
он оценивается более чем в 60 млн. единиц техники. Наибольшие темпы развития
наблюдаются в Европе и Китае. Евопа становится приоритетным рынком для
большинства мировых производитеей. Японский же рынок, наоборот, замедяет
темпы роста в связи с насыщением.
Основной фактор, который продолжает оказывать влияние на мировой рынок
климатической техники – это принятие Киотского протокола, запрещающего
производство оборудования на хладагенте R22, который истощает озоновый
слой. Сегодня к Киотскому протоколу присоединились боее 50 стран мира.
Ведущие производители обновляют модельный ряд техники в связи с массовым
переходом на «зеленые» безосные фреоны, такие как R410A, R410.
Также на мировой кондиционерный рынок оказывает влияние подорожание меди,
что приводит к повышению цен на продукцию, особенно в Западной Европе
и США.
На развитие климатической техники также влияет подорожание энергоноситеей
и борьба за охрану окружающей среды, в связи с чем мировые производители
кондиционеров повсеместно внедряют энергосберегающие технологии, повышают
энергоэффективность и экологическую безопасность оборудования.
Украинский кондиционерный рынок на протяжении последних лет демонстриет
стабильный рост.
Наблюдается диверсификация бизнеса кондиционерных компаний – так, крупные компании начинают предлагать весь комплекс оборудования по созданию климата – кондиционирование, вентиляция, отопление.
В 2005 г., в связи с холодным летом, темпы развития рынка были ниже,
чем ожидалось (максимальные темпы роста ожидась на уровне 40%, минимальные
– на уровне 20%, реально темпы роста в 2005 г. составили около 15%). В
сегменте центральных систем кондиционирования доля Киева в общих продажах
составила более 55%, а по Южной Украине наблюдалось снижение продаж.
Прогнозы на 2006 год следующие. Темпы роста рынка в 2006 году будут на
уровне 20% , а возможно и больше. Приоритетными регионами для операторов
рынка останутся Восток и Юг Украины. Традиционно перспективным остается
Киев, где не просто строится много объектов, но и требования к технике
очень высоки.
Начало сезона 2006 г. демонстрирует хорошие показатели роста на уровне
20%, причем активность на рынке (по крайней мере, в премиум-сегменте)
наблюдается с самого начала года. Это, в первую очеедь, связано с активным
строительством объектов коммерческого и промышленного назначения – как
в Киеве, так и в регионах. Рост наблюдается и в сегменте промышленного
кондиционирования.
Усилилась конкуренция в сегменте бытового оборудования, в борьбе за потребителя
активизировались процессы «пересегментации» (когда производители, которые
традиционно выпускали недорогое оборудование, выводят на рынок дорогие
моде, а производители, выпускающие высокотехнологичное дорогое оборудование,
предлагают рынку более простые модели по более демократичной цене). Усилилась
экспансия китайских производителей.
Основными проблемами рынка остаются нехватка квалифицированных специстов
и сравнительно низкая покупательская способность. Для региональных рынков
характерна жесткая ценовая конкуренция, зачастую в ущерб качеству техники
и рентабельности предложенного решения для клиента.
В нашей стране, как и в Европе и России, присутствуют три основных сегмента
оборудования: «дешевый» (представлен в основном китайскими и корейскими
производителями), «средний» (оборудование евроейских и некоторых американских
производителей), и премиум (в основном, представлен техникой японских
производитеей). Если в дешевом и бытовом сегментах погода оказывает большое
влияние на объемы продаж, то в премиум-сегменте сезонность отсутствует
(проекты реализуются на протяжении всего года). Прохладная погода, которая
наблюдалась в Украине летом 2004 и 2005 г. на продажах техники Daikin
в Украине практически не отразилась. В Укране к 2010 году Daikin планирует
занять 15% кондиционерного рынка.
Основные направления развития технологий в 2006 году: