|
Власюк Анатолий Васильевич Председатель правления ОАО “УкрНДИинжпроект” Кандидат технических наук Академик Академии строительства Украины |
ОВВ+к: Безусловно, необходимость такого закона назрела уже давно,
как Вы считаете, подписание его, именно в это время, связано с грядущим,
возможно проблемным, отопительным сезоном, или все же это вполне эволюционный
шаг?
Власюк А.В.: Системы теплоснабжения нуждаются в обновлении как тепловых
сетей так и источников теплоснабжения, а для этого необходимы серьезные
инвестиции. Эти проблемы были вчера, есть сегодня и, к сожалению, будут
завтра. Поэтому Закон нужен не на один год. Закон и разрабатывался около
двух лет, рассматривались различные его варианты. Эти варианты направлялись
на отзыв, затем производилась корректировка по предложениям специализированных
организаций и т. д. Так что разработка и принятие Закона — процесс эволюционный.
Закон будет работать на перспективу.
ОВВ+к: Какие наиболее злободневные вопросы были урегулированы этим
законом?
Власюк А.В.: На мой взгляд, самая главная задача закона заключается
в том, чтобы сделать серьезные шаги в сторону прибыльности теплоснабжения.
Чтобы тот, кто занимается теплоснабжением, мог заниматься этим как бизнесом.
А бизнес — это прибыль. Пока не будет прибыли, не будет инвестиций, не
будут меняться сети, котлы и так далее.
Я бы выделил следующие моменты в законе.
Первое, это то, что органы местного самоуправления утверждают тарифы не
так как заблагорассудится, а на основании расчетов и в соответствии с
методиками, разработанными органом центрально-исполнительной власти по
теплоснабжению. Это значит, что нельзя установить тариф ниже рассчитанного
по методике. А в методике предусматривается компенсация затрат и на производство,
и на транспортировку, и на обслуживание, и на модернизацию и развитие
систем. Вот когда это будет грамотно рассчитано, тогда теплоснабжающая
компания будет иметь возможность нормально функционировать.
Второе, этим законом подчеркивается, что тепло — это товар, а не услуга,
как это считалось ранее в жилищно-коммунальном хозяйстве. И платить надо
будет как за товар — сколько насчитал счетчик, или по норме потребления.
Третье, в законе сказано, что запрещено в отопительный период отключать
объект теплоснабжения от систем электро-, газо- и водоснабжения. Все спорные
вопросы можно потом будет решить в суде. Потому что последствия отключений
могут вылиться в такие убытки, которые могут быть несопоставимы с возможными
долгами теплоснабжающих компаний.
Также важным моментом является то, что в законе прописана необходимость
оптимального соотношения централизованного и децентрализованного теплоснабжения.
Идет все время спор. Одни за индивидуальное теплоснабжение, другие за
централизованное. А в принципе это инженерная задача. Должны быть расчеты.
Где дешевле, где идет экономия энергоресурсов, которые все время дорожают
и будут дорожать, тот вариант и должен выбираться.
ОВВ+к: В законе уделено внимание использованию вторичных энергетических
ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Сможет ли
это реально стимулировать внедрение данных технологий?
Власюк А.В.: В законе действительно есть положение о том, что использование
нетрадиционных и возобновляемых источников энергии является одним из основных
приоритетных направлений развития систем теплоснабжения. Но, по моему
мнению, их будет стимулировать в первую очередь повышение цен на нефть
и газ. А это значит, что будет выгодно заниматься и гелиоустановками,
и ветровой энергетикой, и другими подобными технологиями.
ОВВ+к: В случае осуществления мероприятий, которые приведут к экономии
энергоносителей при производстве тепловой энергии или к уменьшению потерь
при ее транспортировке, на 3 года тариф остается на уровне, установленном
до проведения этих мероприятий. По Вашему мнению, этот вполне рыночный
шаг действительно повлечет за собой какие-то действия в данном направлении
со стороны теплогенерирующих и теплоснабжающих компаний?
Власюк А.В.: Действительно ранее у теплоснабжающих компаний не было
особого стимула проводить такие мероприятия. Будет экономия — налогами
заберут или тариф уменьшат. Теперь же, в законе сказано, если получил
экономию, то никто не имеет права 3 года поменять тарифы, если не изменились
цены на энергоносители. Мало того, уже сегодня действует положение о материальном
поощрении сотрудников, которые занимаются вопросами энергосбережения.
Где-то порядка 30% сэкономленных средств идет на премирование этих сотрудников.
Кстати, сотрудники института “УкрНДИинжпроект” принимали участие в разработке
данного положения.
Мы также надеемся, что налоговый кодекс не будет облагать налогом сэкономленные
таким образом средства. Тогда в суме с постоянным тарифом на 3 года и
материальным премированием персонала, все это действительно сможет стимулировать
разработку и проведение мероприятий по энергосбережению.
ОВВ+к: Как обстоит дело с разработкой государственных целевых программ,
о которых говориться в законе?
Власюк А.В.: В Верховном Совете в первом чтении уже зарегистрирована
программа модернизации и реформирования системы коммунального теплоснабжения.
Над ней, правда, еще надо будет поработать.
Завершается разработка правил предоставления услуг по вопросам теплоснабжения.
Пока, я знаю, эти 2 документа в работе, и думаю, до конца этого года они
будут введены в действие.
ОВВ+к: Был затронут вопрос демонополизации и создания конкурентных
отношений на рынке тепловой энергии. Действительно ли теперь субъект теплопотребления
сможет беспрепятственно выбирать технологии и организации, которые поставляют
тепловую энергию?
Власюк А.В.: Этот закон будет способствовать появлению таких возможностей.
Он защищает как права потребителя, так и того, кто хочет прийти на этот
рынок. Закладываются основы для конкурентных отношений. Закон позволяет
беспрепятственно подключаться к магистралям, тепловым сетям при наличии
технических условий.
И уже сейчас люди, которые отстаивают интересы центральной системы отопления,
задумываются, как сделать ее привлекательней. Например, есть патент на
систему совмещенную с электроотоплением, когда ночью для обогрева используется
более дешевая электрическая энергия.
ОВВ+к: Теплогенерирующим и теплоснабжающим компаниям предусмотрена
компенсация тарифов для льготных категорий потребителей. Как она будет
осуществляться?
Власюк А.В.: Сегодня есть документы, в которых прописан порядок возвращения
теплоснабжающей организации этих средств то ли с госбюджета, то ли из
местного бюджета. Но практика последних лет показывает, что далеко не
всегда эти средства поступают. Вот в чем проблема. Будем надеяться, что
в дальнейшем порядка будет больше.
ОВВ+к: Не секрет, что на сегодняшний день потребители в основной своей
массе не имеют прямых договоров с теплопоставляющими компаниями и приборов
учета тепловой энергии, а ведь все претензии к качеству теплоснабжения
должны рассматриваться именно на их основании. Как будет решаться эта
проблема?
Власюк А.В.: Во-первых, в самом законе сказано, что теплоснабжение
будет осуществляться на основании договора между потребителем и теплоснабжающей
компанией.
Во-вторых, в правилах предоставления услуг по вопросам теплоснабжения
будет четко прописано, что подписание таких договоров является обязательным
условием.
Так, что с введением в действие правил, я думаю, этот вопрос будет решаться.
Что касается приборов учета тепловой энергии, то сами потребители заинтересованы
платить не по норме, а только за фактическое потребление. Я вот, например,
после того как поставил счетчики на воду, стал платить за нее где-то в
2-3 раза меньше. Так что когда на рынке будут хорошие, не очень дорогие
и качественные приборы, люди будут ставить их. А продажа, установка и
эксплуатация этих приборов — это ведь тоже бизнес. Поэтому, если будет
спрос, и это будет приносить прибыль, желающие принять в нем участие,
я думаю, найдутся.
ОВВ+к: А как бороться с неплательщиками среди населения, ведь практически
нет технической возможности отключить одного абонента от централизованной
системы отопления?
Власюк А.В.: Я думаю, для домов будут разрабатываться системы теплоснабжения
с возможностью локализации каждого абонента, чтобы его отключение осуществлялось
без вреда для всей системы. Но вопрос неплательщиков имеет и юридическую
сторону. А с введением договоров, на их основе можно будет обращаться
в суд, и решать эти проблемы уже в соответствии с существующей законодательной
базой и жилищным кодексом.
ОВВ+к: Есть ли какие-то недоработки в законе или нормативные акты,
которыми его следует дополнить?
Власюк А.В.: Этот закон, как конституция — в нем прописаны основополагающие
вопросы. А вот конкретные механизмы будут закладываться в таких документах,
как программа модернизации и реформирования системы коммунального теплоснабжения
и правила предоставления услуг по вопросам теплоснабжения. В общем, достаточно
большой круг вопросов, которые должны решаться в других документах. Я
бы сказал, что после программы должны быть разработаны мероприятия по
выполнению закона и этой программы. Таким образом, нужен следующий каскад
документов: закон, программа, мероприятия. Вот когда для каждой области,
района и населенного пункта будут разработаны мероприятия, тогда уже можно
будет говорить о практической реализации закона.
Закон “Про теплопостачання” в той или иной мере касается всех участников рынка теплоснабжения. Он создан для оптимизации работы как частных, так и государственных структур и привлечения инвесторов в этот сегмент рынка. Редакция журнала приглашает всех желающих к обсуждению
этого Закона на страницах |