На сегодняшний день в Украине представлены практически все ведущие мировые производители кондиционерной техники, но маркетинговая политика каждого из них имеет свои особенности. Некоторые производители открывают представительства в Украине, но большинство действуют через дистрибьюторов. Например, корпорация Daikin Industries стремится иметь в каждой стране несколько официальных представителей, это исключает “монополию” кого-либо из дистрибьюторов и стимулирует здоровую конкуренцию. Деление по региональному принципу внутри одной страны, как правило, отсутствует, то есть каждый дистрибьютор работает по всей территории страны и сам решает, на какие регионы выходить. При этом официальный статус представителя может называться и по-другому, но функционально он является “дистрибьютором де-факто”.
К Восточноевропейскому рынку Daikin впервые проявил интерес еще в 1986
году, когда вышел на рынок Польши и Германии именно через своего дистрибьютора.
Особенностью политики Daikin на мировых рынках является привлечение наиболее
успешных дистрибьюторов — именно так произошло в Польше, Германии, Великобритании,
Португалии и многих других странах. Приобретая дистрибьюторов, занимающих
выгодные позиции в своем рыночном сегменте, компания Daikin укрепляет
свое влияние на мировом рынке. Такая политика дала свои результаты — на
сегодняшний день сеть Daikin охватывает все 5 континентов. Рынок Европы
курирует компания Daikin Europe NV (штаб-квартира находится в Бельгии)
— представитель корпорации Daikin на территории Европы и Африки. По итогам
2004 финансового года консолидированный объем продаж Daikin Europe NV
составил 1.134 млрд. Евро.
Другое стратегическое направление Daikin — открытие собственных заводов
в наиболее перспективных регионах. Так в 2004/2005 г.г. были запущены
в действие сразу два завода в Чехии (в Пльзене по выпуску наружных блоков
и в Брно по выпуску компрессоров). Это позволило сократить сроки поставок
в страны Центральной и Восточной Европы и удовлетворить возрастающий спрос
на кондиционерную технику.
В Украине на сегодняшний день работают три авторизованных торговых партнера
Daikin, которые выполняют функции дистрибьюторов. Каждому ставится определенный
план продаж, в том числе по отдельным видам техники. Дистрибьюторы в целом
проводят независимую политику. Прерогатива производителя — это установка
нижней и верхней планки цен, обеспечение поставок с европейских заводов,
расстановка приоритетов по техническим новинкам. Производитель также оперативно
реагирует на запросы дистрибьюторов относительно поставок оборудования,
пресекает “серые” поставки, противодействует демпингу и недобросовестной
конкуренции. Многие важные вопросы решаются производителем совместно со
своими локальными дистрибьюторами. Например, это такие вопросы как определение
каналов и форм продвижения продукции, продвижение торговой марки, организация
стажировок и обучения специалистов.
Главная миссия любого дистрибьютора — построение разветвленной дилерской
сети, которая является мостом к конечному потребителю, эффективным инструментом
увеличения продаж и одновременно — индикатором успешности работы самого
дистрибьютора. Нужно заметить, что “чистых дистрибьюторов”, которые работают
сугубо через дилеров, не продают технику напрямую конечному покупателю
и не занимаются инсталляцией оборудования, на нашем рынке очень мало.
Одним из таких немногочисленных примеров является компания “Ликонд”, авторизованный
торговый партнер Daikin в Украине.
Компания “Ликонд” начала свою деятельность в 2001 г., когда кондиционерный
рынок уже в основном сформировался. ТМ Daikin к этому времени уже представляли
на украинском рынке две компании, каждая из них имела свою дилерскую сеть.
Стратегия “ЛИКОНД” была изначально построена на продажах через партнерскую
сеть — именно в этом направлении были сконцентрированы усилия компании
в первые годы деятельности. Работа с потенциальными дилерами была кропотливой,
требовала терпения и целеустремленности. Руководство “ЛИКОНД” не полагалось
на случай — было проведено исследование рынка, определены наиболее перспективные
регионы, маркетинговые каналы, оценена конкурентная среда. Руководители
и специалисты “Ликонд” лично устанавливали контакты с партнерами, выезжали
на места, проводили семинары и презентации по всей Украине.
Основная проблема украинского кондиционерного рынка — дефицит квалифицированных
специалистов в области климатической техники (проектировщиков, инсталляторов,
сервисных инженеров и т.д.). Особенно остро эта проблема стоит в регионах,
когда зачастую просто некому правильно подобрать оборудование и грамотно
разработать проект. Другая особенность работы в регионах — жесткая ценовая
конкуренция между местными операторами, жертвой которой часто становятся
рентабельность, эффективность и надежность оборудования. Инвесторы и владельцы
зданий не всегда понимают, что реальная стоимость оборудования складывается
не только, собственно, из цены “железа” и его установки, но и из стоимости
энергопотребления, обслуживания, ремонта и многих других факторов. Этим
пользуются некоторые строительные организации, поставщики и инсталляторы
кондиционерного оборудования, предлагая решения с целью получения сиюминутной
краткосрочной выгоды. Все эти проблемы дистрибьютор решает совместно с
дилерами.
Понимание потребностей потребителей и партнеров, внимание к их интересам,
профессионализм и энтузиазм команды “Ликонд” привели к тому, что с каждым
годом количество дилеров постоянно увеличивается: 2004 г. —100 компаний,
к началу 2005 г. — 150 компаний, а по состоянию на конец 2005 г. — более
200 компаний во всех регионах Украины.
Директор “Ликонд” Владимир Александрович Степура называет три основных
“секрета” успеха компании: четкая стратегия, целенаправленная работа и
честные партнерские отношения. Он весьма справедливо отмечает, что в работе
с дилерами не существует мелочей, поэтому успех зависит не от какого-либо
одного, а от комплекса факторов.
Именно поэтому в компании существует комплексная система поддержки дилеров.
Ключевое место в ней занимает обучение специалистов и руководителей компаний-дилеров.
Важность такого обучения диктует специфика предлагаемого продукта — при
продаже техники такого класса как климатическое оборудование Daikin, весомую
прибыль дилер может получить на комплексных решениях для строительных
объектов и на работах по инсталляции этих решений. Следовательно, особое
внимание нужно уделять повышению квалификации технических специалистов,
развитию сервиса.
“ЛИКОНД” регулярно проводит технические семинары для специалистов совместно
с штаб-квартирой Daikin Europe N.V. организовывает обучение и стажировки
за рубежом на базе учебного центра Daikin в Остенде, Бельгия. Ведь знания
о новых технологиях и моделях, владение информацией о характеристиках
всего спектра оборудования Daikin позволяют предложить клиентам оптимальные
решения, сбалансированные по эффективности и цене.
Для руководителей компаний-дилеров проводятся тренинги по построению системы
эффективных продаж, управлению компанией и другим вопросам маркетинга
и менеджмента. Одним из важных условий повышения продаж техники Daikin
является правильная работа с корпоративными и VIP-клиентами, строительными
организациями, установление долгосрочных отношений с ними.
Помощь, которую оказывает “Ликонд” своим дилерам при участии в тендерах,
также очень важна. Она заключается в консультациях по подбору оборудования,
подготовке и защите проектов. Представители дилеров учатся показывать
выгоды и преимущества предлагаемого решения на базе оборудования Daikin
— высокую рентабельность, энергоэффективность, надежность и долговечность,
удобство в монтаже и конечно, высокий уровень комфорта.
“Ликонд” обеспечивает дилеров актуальной информацией о новинках, наличии
оборудования на складах, полным комплектом технической документации. Срок
поставки играет для дилера важную роль — потому компания осуществляет
доставку оборудования со склада в Киеве в любую точку Украины в течение
2 суток. Лучшие дилеры получают возможность товарного кредита, другие
льготы и бонусы. Осуществляется также рекламная поддержка дилеров, поддержка
при участии в специализированных выставках.
Дистрибьютор должен понимать, что на современном этапе нужно не просто
“продавать товар”, а работать как единая команда. Поэтому сотрудников
компаний-дилеров целесообразно рассматривать как своих сотрудников. У
дистрибьютора и дилеров одни цели, над достижением которых они работают
вместе. В частности, компания “Ликонд” уделяет особое внимание формированию
прочных партнерских отношений, созданию атмосферы доверия и сотрудничества.
Ведь хорошие продажи начинаются с хороших отношений.
Как отметил Владимир Степура, большинство дилеров за время сотрудничества
с “Ликонд” стали в своем регионе заметными участниками рынка и стабильными
компаниями с постоянно растущей прибылью. Это и есть лучшая награда для
дистрибьютора и означает, что результаты совместной работы позитивны для
обеих сторон.