Первоочередные меры сохранения централизованного теплоснабжения в Украине

 1 768
Объединение в этом году двух конференций - ХХV международной конференции «Проблемы экологии и эксплуатации объектов энергетики» и IX конференции «Энергетический аудит, энергетический менеджмент, энергоэффективные проекты».

Более 130 специалистов — представители ВР Украины, проекта USAID (США) «Муниципальная энергетическая реформа в Украине», руководители теплоснабжающих предприятий и ТЭЦ основных крупных городов Украины, профессора, заведующие профильными кафедрами политехнических университетов, специалисты профильных научных учреждений, в том числе НАН Украины, представители украинских и международных производителей энергетического оборудования и т.п., — пришли к конкретным решениям по реформированию теплоэнергетического комплекса Украины.

Решение конференции

Государственный и региональные энергобалансы

  • При формировании энергоэффективных стратегий в форме государственных и региональных программ развития необходимо, в первую очередь, ориентироваться на определенность первичной энергии (баланс ископаемых, местные ресурсы, которые могут взаимозаменяться) и экологические требования и стандарты, закрепленные в регуляторных документах Европейского Союза.
  • Необходимо разработать и внести в ВР Украины Закон, который позволит экспортировать региональные энергоресурсы только после удовлетворения потребностей в этих ресурсах местных жителей по льготной цене, которая не превышает себестоимости и прибыли в 10%.
  • Разработать и сделать обязательными региональные энергобалансы. Местными топливами для Украины является не только древесина, но и природный газ, нефть, уголь, торф, бытовые отходы и даже электроэнергия.
Магера Юрий Михайлович
Магера Юрий Михайлович, ПАО «Киевэнерго» Фото: ОВВК

Относительно технической политики

Минрегионстрой потерял функцию формирования технической политики в области централизованного теплоснабжения. В планировании отсутствует инженерная компонента, то есть сопоставимы расчеты вариантов перед принятием технических решений. За модернизацию систем платят города, то есть сегодня мэры фактически решают техническую политику. Если для крупных городов это возможно, то малые города не имеют для такого решения специалистов соответствующей квалификации.

  • Необходимо принять концепцию развития систем теплоснабжения для каждого города. Есть 3 основных варианта: максимальная централизация, умеренная централизация на основе котельных мощностью 18-24 МВт (на примере Европы) и децентрализация.
  • Целесообразно вернуть областные объединения и, в первую очередь, не дать распасться тем, что еще сохранились.
  • Целесообразно сохранить областное объединение теплоснабжающих предприятий Донецкой области как необходимое в настоящее время на подконтрольной Украине территории, а потом как одну из ключевых структур для восстановления Украинского Донбасса.
  • Для координации технической политики, разработки и внедрения региональных программ по снижению газовой зависимости целесообразно создать Национальный научно-координационный энергетический центр СНБО, Кабинета Министров Украины и Национальной академии наук Украины, а также подписать Меморандум о сотрудничестве по этим вопросам между Минрегионстроем и НАН Украины, и вернуть средства на науку в отраслевые министерства.

Сохранение централизованного теплоснабжения

В настоящее время доля централизованного теплоснабжения в Украине составляет 60% и является такой, как в Латвии, Дании или Литве. То есть происходит плановое уничтожение систем централизованного теплоснабжения из-за недостатка средств для их содержания и реновации. У 10-15% систем уже потеряно.

  • Необходимо возложить ответственность на мэра города за коммунальное имущество, которое он принял от предшественника — протяженность коммунальных теплосетей, количество котлов и т.д., а затем передать преемнику. В таком случае Мэр будет стараться не потерять это имущество в свою каденцию.
  • Органы государственной власти и местного самоуправления в связи с ограниченным сроком действия своих полномочий не заинтересованы в утверждении и исполнении долгосрочных общегосударственных и региональных программ по энергоэффективности. Поэтому необходимо на законодательном уровне предусмотреть механизм, который будет способствовать разработке эффективных программ, определению конкретных этапов реализации с указанием необходимых промежуточных результатов, контроля за достижением таких промежуточных результатов и просмотра, в случае необходимости, как запланированных показателей, так и самих программ.
  • Развитие систем централизованного теплоснабжения отсутствует, идет стагнация. Номинальный рост происходит за счет заявленной к подключению нагрузки. Необходимо внедрить оплату за заявленную к подключению нагрузку, что значительно уменьшит расходы предприятий теплоснабжения.
  • Несмотря на то, что 3% отопительных котлов большой мощности обеспечивают 70% объемов теплоснабжения в стране, и их ремонт в небольших городах сопоставим с объемом местного бюджета, считаем целесообразным передать их на балансодержание специальному государственному предприятию (возможно, при Минрегионстрое), оставив 97% котлов в коммунальной собственности.
  • Для выполнения обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС разработать базовые линии выбросов парниковых газов для предприятий коммунального хозяйства в рамках Директивы 2003/87 / ЕС и разработать первоочередные мероприятия по снижению выбросов оксидов азота по Директиве 2010/75 / ЕС.
Андреев Сергей Юрьевич
Андреев Сергей Юрьевич, КП «Харьковские тепловые сети» Фото: ОВВК

Привлечение сбросного энергопотенциала

  • С целью поощрения промышленных предприятий в использовании сбросных энергоресурсов для теплоснабжения городов, ввести штрафные санкции за уничтожение энергопотенциала, пригодного для теплообеспечения жителей в объеме стоимости природного газа, с которого возможно произвести эквивалентное количество теплоты.

Теплоэнергетическое оборудование

  • Поддержка национального производителя
    Обеспечить приоритет национальных производителей энергетического оборудования (при технической поддержке импортного, в первую очередь массово ввозимых мировых брендов). Это позволит загрузить заводы, создать рабочие места.
  • Унификация котлов и горелок
    На основе отбора предложений обеспечить унификацию типов котлов, горелок и т.д., которые планируются к установке, мощностью до 3,15 МВт. Таких котлов эксплуатируется более 70 000 единиц, и отсутствие унификации требует больших средств на их содержание (запасные части и т.д.). Это возможно реализовать через управление единого заказчика.
  • Утилизация теплоты
    По котлами мощностью от 6 МВт и более целесообразно устанавливать утилизаторы теплоты. Подготовленная Программа установки около 4000 утилизаторов за котлами коммунального теплоснабжения. Выполнение программы обеспечит экономию газа около 0,5 млрд м³/год и имеет окупаемость около 2 лет. Программа передана в Государственное агентство по энергоэффективности.
  • Использование биомассы
    Для использования биомассы целесообразно в городах установить мини ТЭЦ мощностью не менее 10 МВт (опыт Литвы), и только в случае, если еще остался ресурс топлива, устанавливать отопительные малые котлы на щепе.
Сигал Александр Исакович
Сигал Александр Исакович, Институт промышленной экологии Фото: ОВВК

Относительно тарифной политики

Для обеспечения устойчивого развития теплоэнергетической отрасли и недопущения кризисных явлений, необходимо:

  • НКРЕКП установить экономически обоснованный уровень тарифов с учетом фактических затрат теплоснабжающих предприятий на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, централизованное отопление и горячее водоснабжение, с учетом фактических потерь тепловой энергии при транспортировке, потери воды в гарячоводних системах, а также инфляционных процессов, происходящих в стране;
  • разработать и подать в ВР Украины Закон о введении моратория на применение штрафных санкций НАК «Нафтогаз Украины» к теплоснабжающим предприятиям за газовые долги, возникшие в результате несвоевременных расчетов потребителей за тепловую энергию;
  • разработать нормативную базу для внедрения стимулирующего тарифообразования в производстве и транспортировке тепловой энергии, с целью создания предпосылок для инвестирования в обновление основных фондов теплоснабжающих предприятий.

Относительно закона о ЖКХ

  • Разработать и подать в ВРУ проект Закона о ЖКХ, который регламентирует принципы хозяйственных отношений, с усилением уровня ответственности потребителей услуг для сбалансирования ответственности энергопоставщик — исполнитель услуг — потребитель.
  • Привести Правила предоставления услуг централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также Типичные договоры, утвержденные постановлением КМУ от 21.07.2005 №630, в соответствии с Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах».

Первоочередные меры для котлов большой мощности

  • Установить горелки малого газа на низком давлении для предотвращения остановки оборудования при падении давления газа в сети; предложенные Институтом газа НАН Украины.
  • Установить системы контроля кислорода в отходящих газах — для оптимизации процесса сжигания при снижении калорийности газа.
  • Установить утилизаторы теплоты для повышения / восстановления КИП (КПД) на физически устаревших котлах.
Участники конференций
Учасники ХХV международной конференции «Проблемы экологии и эксплуатации объектов энергетики» и IX конференции «Энергетический аудит, Фото: ОВВК

ТЭЦ на ТБО

  • В Украине ежегодно образуется около 14 млн т твердых бытовых отходов (ТБО). Их теплотворная способность равна 8-11 МДж/кг. Использование их энергетического потенциала из-за внедрения ТЭЦ на ТБО позволит ускорить решение энергетических, экологических и социальных проблем.
  • Целесообразно привлечь инвестиции для строительства ТЭЦ на ТБО во всех городах Украины с численностью населения более 700 тыс. человек, что позволит сэкономить до 0,5 млрд м³/год природного газа. Срок окупаемости ТЭЦ на ТБО около 8 лет.

«Зеленый» тариф для ТБО

  • Усовершенствовать тарифную политику с предоставлением «зеленого» тарифа производству тепловой энергии с ТБО для предотвращения вывоза ТБО на полигоны и свалки.
  • Дать возможность предприятиям работать используя тарифообразования согласно Постановления КМУ от 09.07.2014г. №293 «О стимулировании замещения природного газа в сфере теплоснабжения» и от 10.09.2014г. №453 «О стимулировании замещения природного газа при производстве тепловой энергии для учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов».

Концепция гибридного теплоснабжения Украины

  • Использование профицита электроэнергии в ночное время путем объединения традиционного централизованного теплоснабжения на природном газе в дневной период с электроподогревом на котельных обратной сетевой воды в ночное время дает экономию природного газа – 1,5…3 млрд м³
Найдите все свои архитектурные решения через TRUBA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее